Права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
1.4 Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ.

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь. (Появляется лубяная  избушка, из которой слышно пение  лисы.) 

- Ой, избушка.  Давайте заглянем. Кто же в  ней живет? (Стук в домик). 

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам. 

Восп-ль: - Так  кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина  избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик). 

Зайчик: - Как  же мне быть, где я буду жить? А-а-а 

Восп-ль: - Мы знаем  о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит  нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята, давайте  поищем его. 

Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли  жилье найти. (Дети находят лепесток, выходит лиса из избушки). 

Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я  и не думала тебя выгонять, я просто пошутила. 

Восп-ль: -Вот  так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. Давайте поиграем на кольцах Лулия. Вспомните, кто, где живет и постарайтесь правильно соединить карточки левой колонки с карточками правой колонки. 

Восп-ль: – Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку  Счастья», а сами отправляемся на встречу  к новой сказке. (Появляется Баба Яга) 

Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете? 

Восп-ль: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос  у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала. 

Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем  явились? 

Восп-ль: - Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела? 

Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что? 

Восп-ль: А «цветок  Счастья « там видела? 

Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что? 

Восп-ль: - И разноцветные лепестки с него сорвала? 

Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой), - Вы это что, за ними пришли? 

Восп-ль: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права  жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки. 

Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них  нету! Да и на все права, которые  на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана  и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так! 

Восп-ль: - Как  вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой  у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки. 

Б. Яга: - Ой, ой! Умные  какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне. 

Восп-ль: - Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают). – Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя? 

Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право. 

Восп-ль: - Тогда  давайте представимся Б. Яге, а эхо  нам поможет. (Игра «Эхо», дети становятся в круг, называют свои имена, остальные хором их повторяют. ) - Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки. 

Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает? 

Восп-ль: - Это  почему? 

Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей. 

Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение. 

Б. Яга: - Опять  со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами). 

Восп-ль: - Мне  почему-то стало жалко Б. Ягу, может  она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей. (Дети собирают цветы, стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой). 

Восп-ль: - Ребята, мы собрали все лепестки, давайте  вернем их «цветку Счастья». 

Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить  еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают). Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. (Танец «Лолипоп») 

Восп-ль: - А теперь пора возвращаться в детский сад. 

Мы «цветку  Счастья» помогли 

И лепестки его  нашли.  

Теперь нам в детский сад пора.  

До встречи, добрые друзья. 

Дальнейшие рекомендации могут включать в себя следующее: 

– создание игровых  ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей; 

– поэтапное  выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя; 

– проведение индивидуальной работы и выполнение дифференцированных заданий по уровню сложности во внеклассной  работе. 

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:  

1. Вырабатывание  у детей представления об своих  правах как важной составляющей  формирования личности для приобретения  знаний, умений и навыков. На  основе этого представления у  ребёнка вырабатывается активное  поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых); 

2. Развитие настойчивости,  ответственности, самостоятельности,  старательности. Их сформированность  проявляется в стремлении ребёнка  овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;  

3. Воспитание  опыта деятельности в коллективе  и положительного отношения к  сверстникам; усвоение способов  активного воздействия на сверстников  как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо  оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;  

4. Формирование  у детей навыков организованного  поведения, учебной и трудовой  деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.  

Воспитание и  обучение детей правам ребенка носит  образовательный характер и учитывает  два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение  ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного  воспитания.  

Ещё важно воспитать  в процессе любой деятельности в  ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном  поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.  

Отмечаем, что  данная работа является недостаточной  по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность. 

  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Права ребенка  – обязательный и неотъемлемый  компонент эффективного современного  общества. Их соблюдение говорит  о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. 

Проанализировав литературу по теме работы, мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка. 

Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка  позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение  уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. 

На основании  темы исследования, проанализированного  в главе 1 материала, нами была составлена программа по правовому воспитанию дошкольников и предложен конспект проведенного мероприятия по правовому воспитанию. 

Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка  остается достаточно актуальной в современном  образовании и требует особого  внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.  

Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка  и использовать разработанные и представленные в работе материалы. 

Теоретический анализ литературы и проведенное  на его основе эмпирическая работы позволили выполнить цель нашей  работы. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 Антонян Ю.М.  Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.

Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа  и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного  возраста. М., 1997.

Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча  с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная  цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.

Детство: Программа  развития и обучения детей в детском  саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина  и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.

Земска М. Семья  и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.

Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте  социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13

Концепция дошкольного  воспитания // Дошкольное образование  России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.

Информация о работе Права ребенка