Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че
Введение
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
1.4 Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Восп-ль: Молодцы.
А к нам спешит другая сказка.
Присаживайтесь. (Появляется лубяная
избушка, из которой слышно пение
лисы.)
- Ой, избушка.
Давайте заглянем. Кто же в
ней живет? (Стук в домик).
Лиса: Как выскочу,
как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.
Восп-ль: - Так
кто же это? Правильно, - это лиса
из русской народной сказки «Заюшкина
избушка». А где же сам зайчик?
(Появляется плачущий зайчик).
Зайчик: - Как
же мне быть, где я буду жить? А-а-а
Восп-ль: - Мы знаем
о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька,
мы сейчас в стране Правдилии. И стоит
нам только отыскать синий лепесток
и произойдет чудо. Ребята, давайте
поищем его.
Лиса: - Что вы
ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли
жилье найти. (Дети находят лепесток,
выходит лиса из избушки).
Лиса: - Заинька-дружок,
проходи в свою избушку, ведь я
и не думала тебя выгонять, я просто
пошутила.
Восп-ль: -Вот
так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай,
да лепесток! Интересно, какое же здесь
право написано? «Каждый человек имеет
право на неприкосновенность жилища, защиту
от вмешательства в личную жизнь». Оказывается,
лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность
жилища. Ребята, вспомните, в каких еще
сказках было нарушено право на неприкосновенность
жилища? («Теремок», «Зимовье зверей»,
«Три поросенка»). У каждого животного
должно быть свое жилище, так же как и у
человека. Давайте поиграем на кольцах
Лулия. Вспомните, кто, где живет и постарайтесь
правильно соединить карточки левой колонки
с карточками правой колонки.
Восп-ль: – Молодцы,
синий лепесток мы отдаем «цветку
Счастья», а сами отправляемся на встречу
к новой сказке. (Появляется Баба
Яга)
Б. Яга: - Кто такие?
Чего явились? Почему без дозволенья по
моему лесу гуляете?
Восп-ль: - Ой, Баба
Яга, какая ты сердитая, какой голос
у тебя грубый и слова не приветливые.
Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: - Хватит
разговоры разговаривать! Зачем
явились?
Восп-ль: - Б. Яга,
а ты сегодня в страну Правдилию летела?
Б. Яга: - Ну, летала!
А вам то что?
Восп-ль: А «цветок
Счастья « там видела?
Б. Яга: - Ну, видывала!
А дальше то что?
Восп-ль: - И разноцветные
лепестки с него сорвала?
Б. Яга: - Ну, сорвала!
(испуганно, хватается за голову). Ой, голова
старая, садовая, проболталась, таки! (С
догадкой), - Вы это что, за ними пришли?
Восп-ль: - Да, за
ними! Это не простые лепестки, на
их обратной стороне записаны права
жителей Правдилии. Без них им
очень трудно живется. Б. Яга, верни,
пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Ишь, размечтались!
У вас тоже никаких прав на них
нету! Да и на все права, которые
на лепестках записаны, могут рассчитывать
только дети и внуки царя Салтана
и Соловья-разбойника. А еще дети,
верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного,
и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с
ней национальности. Вот так!
Восп-ль: - Как
вы думаете, ребята, справедливо ли,
что нам говорит Б. Яга? Конечно,
нет! Ведь все вы имеете равные права.
И не важно, кто ваши родители, какой
у вас цвет кожи, в кого вы верите.
Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: - Ой, ой! Умные
какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко
мне.
Восп-ль: - Вы согласны,
что все дети одинаковые? Докажите
это Б. Яге. (Дети отвечают). – Ну что,
Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты
согласна, что каждый ребенок со дня рождения
имеет право на собственное имя?
Б. Яга: - Придется
согласиться. Признаю теперь за вами
это право.
Восп-ль: - Тогда
давайте представимся Б. Яге, а эхо
нам поможет. (Игра «Эхо», дети становятся
в круг, называют свои имена, остальные
хором их повторяют. ) - Б. Яга, теперь верни
нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Верну, если
у кого-нибудь из вас мама в библиотеке
работает?
Восп-ль: - Это
почему?
Б. Яга: - Потому
что, эти лепестки имеют право читать
только дети библиотекарей, в домах могут
жить только дети строителей, а лечиться
– только дети врачей.
Восп-ль: - Дети,
как вы думаете, справедливо ли то,
что сказала Б. Яга? Конечно, нет!
Каждый ребенок имеет право на
дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: - Опять
со мной спорите! Не отдам лепестки!
(Сердитая уходит в избушку, топает
ногами).
Восп-ль: - Мне
почему-то стало жалко Б. Ягу, может
она потому такие плохие поступки
совершает, что ее никто не любит,
никто о ней не заботится? Ведь
все имеют право на любовь и заботу. Это
право имеете и все вы. Её даже с днем рождения
никто не поздравил. Давайте мы это сделаем,
сорвем по цветочку и подарим ей. (Дети
собирают цветы, стучатся в дверь, выходит
Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит
и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят
и прощаются с Б. Ягой).
Восп-ль: - Ребята,
мы собрали все лепестки, давайте
вернем их «цветку Счастья».
Голос цветка: -
Спасибо вам добрые и смелые дети!
За ваш труд я хочу вас наградить
еще одним правом, правом на отдых.
Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают).
Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте
и повеселитесь. (Танец «Лолипоп»)
Восп-ль: - А теперь
пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку
Счастья» помогли
И лепестки его
нашли.
Теперь нам в детский
сад пора.
До встречи, добрые
друзья.
Дальнейшие рекомендации
могут включать в себя следующее:
– создание игровых
ситуаций, способствующих развитию познавательной
сферы, применение разных социальных ролей;
– поэтапное
выполнение совместных действий, формирование
умения работать совместно по образцу
и указанию воспитателя;
– проведение индивидуальной
работы и выполнение дифференцированных
заданий по уровню сложности во внеклассной
работе.
Работа по формированию
правовой грамотности у ребенка
должна включать в себя:
1. Вырабатывание
у детей представления об
2. Развитие настойчивости,
ответственности,
3. Воспитание
опыта деятельности в
4. Формирование
у детей навыков
Воспитание и
обучение детей правам ребенка носит
образовательный характер и учитывает
два направления получения
Ещё важно воспитать
в процессе любой деятельности в
ребёнке любознательность, произвольное
внимание, потребность в самостоятельном
поиске ответов на возникающие вопросы.
Ведь дошкольник, у которого недостаточно
сформирован интерес к знаниям,
будет пассивно вести себя в жизни,
ему будет трудно направить усилие и волю
на выполнение заданий, овладевать знаниями,
достигать положительных результатов.
Отмечаем, что
данная работа является недостаточной
по объему времени, отводимого на знакомство
детей со своими правами, определении
форм и методов работы, включении всех
субъектов образовательного процесса
в изучение прав ребенка. Тем не менее
теоретические исследования и практическое
наблюдение доказывают эффективность
проведенной работы и необходимость ее
проведения, т.к. знание ребенком своих
прав позволяет нам с детских лет формировать
правовую грамотную личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права ребенка
– обязательный и неотъемлемый
компонент эффективного
Проанализировав
литературу по теме работы, мы определили,
что оптимальным возрастом
Проведенное исследование
проблем преподавания прав ребенка
позволило выявить существующие
проблемы и необходимость изучения
данной правовой проблемы. Определение
уровня знаний дошкольниками своих прав
показало, что общее представление о своих
правах имеют далеко не все дети.
На основании
темы исследования, проанализированного
в главе 1 материала, нами была составлена
программа по правовому воспитанию
дошкольников и предложен конспект
проведенного мероприятия по правовому
воспитанию.
Таким образом,
обобщая все вышесказанное
Проведенное исследование
не позволяет решить всех задач по
правовому воспитанию дошкольников,
но позволяет наметить дальнейшие пути
эффективного изучения прав ребенка
и использовать разработанные и представленные
в работе материалы.
Теоретический
анализ литературы и проведенное
на его основе эмпирическая работы
позволили выполнить цель нашей
работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.