Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че
Введение
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
1.4 Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Каждый ребенок
должен знать свои права, обязанности,
чтобы с легкостью ими
В России проблема
защиты детей стояла и стоит чрезвычайно
остро. Экономический кризис, продолжающийся
в стране пагубно влияет, прежде
всего, на несовершеннолетних. Это видно
из таких показателей, как увеличившегося
числа бедных семей в стране; постоянным
увеличением числа правонарушений и преступлений,
совершаемых несовершеннолетними; ростом
числа детей, оставшихся без родителей;
ростом числа несовершеннолетних убегающих
из дома и др.
Работа по правовому
воспитанию, прежде всего, своей целью
ставит именно определение значимости
правовых основ дошкольного образования.
Думается, что достигнута эта цель может
быть, если будет определено место отдельно
взятых институтов “ права на образование”
и “образовательное право” в современном
российском обществе. Кроме этого задачей
данной работы на пути к достижению ее
цели также ставится поиск возможных вариантов
решения актуальных проблем в данной области
благодаря комплексному совершенствованию
и норм о праве. На пути к достижению целей
данной работы отчетливо видится еще одна
задача, которая состоит в выявлении закономерностей
основных проблем формирования нормативно-правовой
компетентности педагогических кадров
и правового воспитания дошкольников.
Надо сказать, что в правовой литературе
уже появились некоторые исследовательские
работы, касающиеся правовых основ дошкольного
образования.
Интеграция всех
линий воспитательного влияния
на формирующуюся детскую личность
оказалась как актуальной, так
и достаточно сложной для коллектива,
решить которую можно при организации
активного диалога, общения (координации)
и содержательного взаимодействия сотворческой
деятельности (интеграции) всех участников
воспитательно-образовательной деятельности
ДОУ.
Одним из важнейших
условий развития общества является
воспитание граждан правового, демократического
государства, способных к социализации,
уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью, проявляющих
национальную терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре
других народов. В настоящее время возрастает
актуальность проблемы «Гражданско-правовых
знаний взрослых и детей». Среди функций,
которые выполняет ДОУ в системе народного
образования, большое место должно занимать
воспитание основ правового сознания
с дошкольного возраста, формирование
у детей элементарных представлений о
своих правах и свободах, развития, уважения
и терпимости к другим людям и их правах.
Ребенком, по нормам
международного права, признается человеческое
существо от рождения до 18 лет. Права человека,
как и права ребенка, начинаются с права
на жизнь. Жизнь – это первое и главное,
что дано человеку. Она уникальна, свята,
неприкосновенна.
Организуя работу
по вопросам правового воспитания рекомендуется
опираться на такие виды деятельности:
игровая и художественно-продуктивная,
организовать работу в 3-х направлениях:
с воспитателями, с родителями, с детьми.
Для решения
поставленных задач по правовому
воспитанию просьба рассматривать
их в связи с теми программами,
по которым работает ДОУ, потому что
правовое воспитание включает в себя обучение
и воспитание в их неразрывном единстве
и представляет процесс овладения правилами
и нормами общепринятых отношений между
индивидом и обществом.
При отборе материала
по правовому воспитанию необходимо
учитывать возрастные особенности дошкольников,
в частности, их особую восприимчивость,
желание и умение играть, что способствует
эффективному познанию окружающего мира.
Учитывать то, что ребенок руководствуется
в отношении к действительности эмоциями
и бессознательными стремлениями. Глубина
и устойчивость впечатлений обеспечивается
яркостью и чистотой эмоциональных реакций,
получаемых ребенком.
Следует помнить,
что для предупреждения нарушения
правил, ведущая роль принадлежит
нравственному воспитанию, опережающему
и сопровождающему правовое воспитание.
Правовые нормы
позволяют упорядочить
Потенциал ребенка
в области его
Правовая культура
не ограничивается лишь знаниями, оценками,
установками, она шире, чем сфера
сознания, так как включает в себя
непосредственные действия человека,
его поведение в различных, часто
непредвиденных ситуациях. Она предполагает
умение и готовность личности решить свои
жизненные проблемы, жить среди людей,
общаться с ними, ориентируясь на нормы
права и не выходят за рамки закона.
Создание правового
пространства в ДОУ ставит следующие
задачи:
– С взрослыми:
формирование гуманного отношения к ребенку;
формирование правовой культуры; обеспечение
защиты прав.
– С детьми: создание
условий для формирования у ребенка
положительного самоощущения; способствовать
развитию положительного отношения
ребенка к окружающим людям; создание
возможности для приобщения детей к ценностям
сотрудничества с другими людьми; развитие
коммуникативной компетентности ребенка;
развитие социальных навыков; формирование
правового сознания детей.
Правовое воспитание
дошкольников невозможно без формирования
правовой компетентности педагогических
кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются
разнообразные формы обучения правового
сознания педагогов.
Таким образом,
правовое воспитание - это целенаправленное
и систематическое влияние на
сознание и поведение ребенка с целью
формирования у него правовой воспитанности,
то есть комплексного качества личности,
которое характеризуется наличием и степенью
сформированности у дошкольников глубоких
и устойчивых правовых знаний и убеждений
в правильном правовом поведении, реализация
которого в практической деятельности
отвечает требованиям общества.
Процесс правового
воспитания может осуществляться через
формирование трех компонентов: информационно-познавательного,
эмоционально-оценочного и поведенческо-
Критериями правового
воспитания у ребенка дошкольного
возраста являются: знания детей о
своих правах и обязанностях, оценка
собственного поведения и поведения
других людей с точки зрения норм
права, оперирование правовыми знаниями
в собственном поведении и реализация
правового поведения в различных видах
деятельности, полнота знаний и потребность
в получении новых знаний, умение адекватно
оценить свои и чужие поступки с точки
зрения норм права, умение оперировать
знаниями по реализации собственного
правового поведения, сформированность
качеств самоконтроля, самооценки результатов
деятельности, умение соблюдать запреты
и исполнять обязанности) и уровни (высокий,
средний, низкий) сформированности правовой
воспитанности позволяют отследить динамику
развития процесса правового воспитания
детей старшего дошкольного возраста.
“Временные (примерные)
требования к содержанию и методам
обучения и воспитания, реализуемые
в ДОУ” ориентируют педагогов
дошкольных образовательных учреждений
на правовое воспитание дошкольников,
предлагая знакомить детей с международными
правовыми документами, регулирующими
отношения между людьми.
В ряде образовательных
программ для дошкольных учреждений
(“Детство”, “Истоки”, “Я – человек”,
“Семицветик”, “Открой себя” и
др.) заявлен гражданский аспект образования.
В них поставлены отдельные задачи развития
представлений детей о своей стране, знаменитых
людях своего отечества, приобщения к
историко-культурным ценностям своего
народа. Однако проблема воспитания правовой
культуры (ознакомление дошкольников
с международными правовыми документами,
с правами человека) в упомянутых программах
не ставится.
Базис правовой
культуры детей дошкольного возраста
– это система трех взаимосвязанных
компонентов: нравственно-правовых представлений,
нравственно-правовых суждений и ценностных
ориентаций личности, адекватных представлениям
и суждениям детей моделей нравственно-правового
поведения в обществе сверстников и взрослых.
Воспитание основ
правовой культуры детей в ДОУ
осуществляется в соответствии с рядом
педагогических принципов:
– гуманитарно-пропедевтическим,
– содержательно-доминирующим,
– деятельностного
и интеграционного подходов,
– включенности
субъекта,
– регионально-обусловленного
содержания,
– открытости.
В содержании воспитания
правовой культуры дошкольников выделены
следующие линии:
1. “Мои права
и обязанности”;
2. “Моя страна”;
3. “Гражданин
мира”.
В процессе правового
воспитания детей в ДОУ можно
применять разнообразные
Педагоги, разрабатывая
содержание и методы формирования базиса
правовой культуры дошкольника, предположили,
что этот процесс будет эффективным при
соблюдении следующих условий:
– обеспечение
открытого характера
– обеспечение
прав участников образовательного процесса
на свободный выбор вида деятельности,
ее времени и продолжительности; закрепление
прав и обязанностей каждого члена коллектива,
включая и детей, и взрослых;
– организация
предметно-пространственной среды
в ДОУ, отвечающей принципам демократического
общества (свободный доступ каждого члена
детского коллектива к играм и игрушкам,
владение личным имуществом в группе,
экспонирование продуктов собственной
деятельности и др.).
1.3
Особенности формирования
представлений о правах
человека у детей старшего
дошкольного возраста
в процессе правового
воспитания
Изучение и
анализ психолого-педагогической литературы
показал, что уже с младшего дошкольного
возраста дети начинают в своем поведении
ориентироваться на принятые нравственные
нормы, а в старшем дошкольном возрасте
уже способны следовать им и, что особенно
важно для формирования в последующем
правового сознания, объяснять смысл нравственной
нормы и значимость её выполнения. В старшем
дошкольном возрасте возникает психологические
предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.)
для формирования различных этических
представлений: о дружбе (А.В. Булатова,
Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева,
Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости
(Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне
осознают и чувствуют несправедливость
как по отношению к себе, так и по отношению
к другим (любимым героям мультфильмов,
к друзьям, родителям). Опираясь на такое
проявление чувства справедливости, возможно
рассчитывать на понимание ребёнком не
только прав и обязанностей любого человека,
но и своих.
Авторами психологических
исследований в области развития
личности доказана ценность и значимость
представлений о себе, своем «Я»
и показана их роль в построении
целостного «образа Я», в возникновении
позитивной самооценки, в развитии способности
к самосозиданию, потребности в этом (В.В.
Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В.
Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).