Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че
Введение
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
1.4 Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Для того, чтобы
прививать дух права, создавать
правосознание должно быть уважение
прав ученика в школе. Многие школы
создают свой уклад таким, чтобы
он был олицетворением правового
сообщества(3). Уклад школы, а не изучение
предметов дает ученику возможность
прожить десятилетие своей жизни в правовой
безопасности и уважении его детского
достоинства. Это и есть, по мнению учителей,
правовое воспитание. Для того чтобы осуществить
это, необходимо дать право ученикам управлять
своей жизнью в школе.
Школьники младшего
звена участвуют в правовой жизни
несколько пассивно – воспитание
направлено на них сверху: они получают
уроки о правилах дорожного движения,
о родном крае и пр.
Средства воспитания
правовой культуры детей дошкольного
возраста разнообразны: любая совместная
деятельность, игра, социальная и культурнаяатмосфера
города или поселка, в котором живет ребенок,
искусство, средства массовой информации.
Правовое обучение
необходимо начинать в дошкольном возрасте,
так как уже с первых шагов
юного гражданина должны формироваться
нравственно-правовые качества личности,
эмоции и поведение. Все граждане должны
знакомиться с законами нашего государства,
четко и ясно представлять свои права
и обязанности и учиться защищать свои
права.
Гражданин, обладающий
правовой культурой, выражает это в обществе
через толерантность, собственное достоинство,
активную гражданскую позицию. Он в курсе
тех проблем, которыми живут его страна,
мир, и в меру своих возможностей содействует
их решению.
Основными принципами
праворазъяснительной работы являются
системное и непрерывное осуществление
правовой подготовки. И лишь в том случае
граждане смогут построить подлинно правовое
государство, если есть уверенность, что
они обладают юридическими знаниями, чувством
патриотизма и развитым уровнем правового
сознания и правовой культуры.
Система правового
воспитании призвана обеспечить целенаправленное
формирование у молодого поколения
уважения к закону, способствовать
включению молодых людей в
решение государственной задачи
укрепления законности, обеспечения прав
человека и гражданина, повышению их активности
в избирательном процессе, создавать условия
для развития у них стремления к будущей
правоохранительной и правоприменительной
деятельности.
Организационное
и методическое обеспечение предполагает
разработку учебных и специальных программ,
учебных пособий, методик по организации
и проведению правового воспитания, сценариев
викторин, конкурсов, программ научно-практических
конференций, семинаров и т.п.; обобщение
и распространение положительного опыта
проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной
работы; разработку на основе анализа
новых методов правового воспитания.
Информационное
обеспечение правового
Вопрос защиты
маленького человека от всех форм насилия
остается важным и значимым, его
нельзя рассматривать как модное
направление педагогической деятельности
и нельзя забывать в потоке множества
дел.
1.4
Перспективное планирование
занятий по воспитанию
основ правовой культуры
у дошкольников.
Младшая
группа.
1.Тема: «Ты и твое имя»
Цель. Познакомить детей с правом
на имя. Научить применять это
право в жизни. Воспитывать
чувство самоуважения и
2.Тема: «Моя семья»
Цель. Формировать представления
о семье. Знать имена своих
родителей. Воспитывать
3.Тема: «Наш дом – детский сад»
Цель. Поддерживать интерес к
жизни в детском саду. Воспитывать
чувство хозяина, уважения к сотрудникам
детского сада и доброжелательное отношение
к сверстникам.
Средняя
группа.
1.Тема: «Дружная семья»
Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.
2.Тема: «Дом, в котором ты живешь»
Цель. Формировать представления
о Родине на основе
3.Тема: «Как поступить правильно»
Цель. Формировать представление
о положительных и
Старшая
группа.
1.Тема: «О правах играя»
Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
2.Тема: «Право жить и воспитываться в семье».
Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.
3.Тема: «Право на жизнь и здоровье».
Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
4.Тема: «Право
на жилище и личную
Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.
5.Тема: «Мы в стране сказок».
Программная задача.
Воспитывать понимания детьми нравственных
качеств и поступков героев сказок, определить
отношение к ним закрепить знания детей
о декларации прав ребенка.
Подготовительная
группа.
Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».
Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.
Тема: «Право на отдых и досуг».
Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.
Тема: «Право на образование».
Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.
Тема: «Право-искусство добра и справедливости».
Программная задача.
В интересной и занимательной
форме закреплять знания о правах
человека, отраженных во всемирной
декларации прав человека. Развивать
способность анализировать
ГЛАВА 2.
Реализация правового воспитания в практике
работы ДОУ
Конспект
мероприятия:
Программное содержание:
продолжать развивать интерес к
сценическому искусству, используя
для этого игры-драмматизации
к знакомым сказкам. В интересной и
занимательной форме познакомить детей
с основами человеческих прав, отраженных
во «Всемирной декларации прав человека»,
развивать способность анализировать
действия, поступки людей и создавать
ситуации для развития умений применять
полученные знания в реальной жизни. Активизировать
познавательный процесс, пополнять словарный
запас у детей. Воспитывать доброжелательность
и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход занятия:
- Ребята, я расскажу
вам об одной удивительной
сказочной стране, которая называется
Правдилия. В этой стране жили люди, звери,
насекомые и жили они счастливо. Потому
что у каждого из них было много прав: право
на счастье, право на жизнь, право на свободу,
право на отдых. А еще в этой стране был
необычный сад с цветущими растениями.
К одному из них жители относились по-особенному,
трепетно. Берегли его, потому что это
был «цветок Счастья». У «цветка Счастья»
были необычные лепестки, на обратной
стороне которых были записаны правила
(права). Именно эти правила строго соблюдались
жителями этой страны. И все бы у них было
хорошо, если бы...
- Однажды над
страной нависла черная-
- Ребята, как
по-вашему, нужно ли помогать людям,
зверям, попавшим в беду? Почему?
А сможем ли мы помочь жителям
Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем
найти лепестки «цветка
Дети: (в хороводе)
Итак, в Правдилию вперед.
«Цветок Счастья
там» живет.
Должны мы многое
узнать
И лепесток там
отыскать.
Нам будут в
этом помогать
Герои разных сказок.
По извилистой
дорожке
Шли по миру чьи-то
ножки.
Вдаль глядя, широкими
глазами,
Шли ребята знакомиться
с правами.
Знать должны и
взрослые, и дети
О правах, что
защищают нас на свете.
Восп-ль: - А вот
и первая сказка, присаживайтесь, ребята.
(инсценировка отрывка из сказки «Кот,
лиса и петух»)
- Вспомнили сказку?
Как она называется? Кто просит
о помощи в этой сказке? Что
вы можете сказать про лису? Какая
она? Почему она так поступила? Что ею нарушено?
Лиса нарушила право. Но какое же? Как это
узнать?
Звучит голос:
- Найдите мой лепесток красного
цвета, и узнаете ответ на вопрос.
Восп-ль: - Это
же голос «цветка Счастья». Давайте,
ребята, быстро отыщем красный лепесток,
ведь на нем написано одно из правил. (Дети
находят цветок).
Восп-ль зачитывает
его содержание: «Каждый человек
имеет право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу». Вот, оказывается
какое право, нарушила лиса – плутовка.
Право петуха на жизнь и свободу. Давайте
вернем «цветку Счастья» красный лепесток,
чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать
право на личную неприкосновенность, жизнь
и свободу.
Восп-ль: - Вспомните,
в каких еще сказках нарушалось
право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди»,
«Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»,
«Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого
из вас есть право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они?
Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо
это или плохо? А когда вы деретесь, вы
какими становитесь? А не лучше ли вашу
злость и отрицательные эмоции направить
в игру «Петушиные драки». А для этого
два драчуна должны превратиться в «петухов»
(приседают, обхватывая колени руками).
«Петухи» боком подпрыгивают друг к другу,
толкаются. Кто из ребят упадет или уберет
руки со своих колен, тот выбывает из игры.
(Дети играют)
- А я предлагаю
говорить друг другу побольше
добрых слов, чтобы стать еще
добрее по отношению друг к
другу. Игра «Скажи другу