Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че
Введение  
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста. 
1.1 Понятие «правовое  воспитание», его содержание и  особенности. 
1.2 Правовое воспитание  в условиях ДОУ. 
1.3 Особенности  формирования представлений о  правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания. 
1.4 Перспективное планирование занятий  по воспитанию   основ правовой культуры   у   дошкольников. 
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ. 
 
Заключение  
Список литературы
Для того, чтобы 
прививать дух права, создавать 
правосознание должно быть уважение 
прав ученика в школе. Многие школы 
создают свой уклад таким, чтобы 
он был олицетворением правового 
сообщества(3). Уклад школы, а не изучение 
предметов дает ученику возможность 
прожить десятилетие своей жизни в правовой 
безопасности и уважении его детского 
достоинства. Это и есть, по мнению учителей, 
правовое воспитание. Для того чтобы осуществить 
это, необходимо дать право ученикам управлять 
своей жизнью в школе.  
Школьники младшего 
звена участвуют в правовой жизни 
несколько пассивно – воспитание 
направлено на них сверху: они получают 
уроки о правилах дорожного движения, 
о родном крае и пр.  
Средства воспитания 
правовой культуры детей дошкольного 
возраста разнообразны: любая совместная 
деятельность, игра, социальная и культурнаяатмосфера 
города или поселка, в котором живет ребенок, 
искусство, средства массовой информации. 
Правовое обучение 
необходимо начинать в дошкольном возрасте, 
так как уже с первых шагов 
юного гражданина должны формироваться 
нравственно-правовые качества личности, 
эмоции и поведение. Все граждане должны 
знакомиться с законами нашего государства, 
четко и ясно представлять свои права 
и обязанности и учиться защищать свои 
права.  
Гражданин, обладающий 
правовой культурой, выражает это в обществе 
через толерантность, собственное достоинство, 
активную гражданскую позицию. Он в курсе 
тех проблем, которыми живут его страна, 
мир, и в меру своих возможностей содействует 
их решению. 
Основными принципами 
праворазъяснительной работы являются 
системное и непрерывное осуществление 
правовой подготовки. И лишь в том случае 
граждане смогут построить подлинно правовое 
государство, если есть уверенность, что 
они обладают юридическими знаниями, чувством 
патриотизма и развитым уровнем правового 
сознания и правовой культуры.  
Система правового 
воспитании призвана обеспечить целенаправленное 
формирование у молодого поколения 
уважения к закону, способствовать 
включению молодых людей в 
решение государственной задачи 
укрепления законности, обеспечения прав 
человека и гражданина, повышению их активности 
в избирательном процессе, создавать условия 
для развития у них стремления к будущей 
правоохранительной и правоприменительной 
деятельности. 
Организационное 
и методическое обеспечение предполагает 
разработку учебных и специальных программ, 
учебных пособий, методик по организации 
и проведению правового воспитания, сценариев 
викторин, конкурсов, программ научно-практических 
конференций, семинаров и т.п.; обобщение 
и распространение положительного опыта 
проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной 
работы; разработку на основе анализа 
новых методов правового воспитания. 
Информационное 
обеспечение правового 
Вопрос защиты 
маленького человека от всех форм насилия 
остается важным и значимым, его 
нельзя рассматривать как модное 
направление педагогической деятельности 
и нельзя забывать в потоке множества 
дел.  
1.4 
Перспективное планирование 
занятий  по воспитанию   
основ правовой культуры   
у   дошкольников. 
Младшая 
группа.   
1.Тема: «Ты и твое имя»
         
Цель. Познакомить детей с правом 
на имя. Научить применять это 
право в жизни. Воспитывать 
чувство самоуважения и 
2.Тема: «Моя семья»
         
Цель. Формировать представления 
о семье. Знать имена своих 
родителей. Воспитывать 
3.Тема: «Наш дом – детский сад»
         
Цель. Поддерживать интерес к 
жизни в детском саду. Воспитывать 
чувство хозяина, уважения к сотрудникам 
детского сада и доброжелательное отношение 
к сверстникам.  
Средняя 
группа. 
1.Тема: «Дружная семья»
Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.
2.Тема: «Дом, в котором ты живешь»
         
Цель. Формировать представления 
о Родине на основе 
3.Тема: «Как поступить правильно»
         
Цель. Формировать представление 
о положительных и 
Старшая 
группа. 
1.Тема: «О правах играя»
Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
2.Тема: «Право жить и воспитываться в семье».
Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.
3.Тема: «Право на жизнь и здоровье».
Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
4.Тема: «Право 
на жилище и личную 
Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.
5.Тема: «Мы в стране сказок».
Программная задача. 
Воспитывать понимания детьми нравственных 
качеств и поступков героев сказок, определить 
отношение к ним закрепить знания детей 
о декларации прав ребенка.  
Подготовительная 
группа. 
Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».
Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.
Тема: «Право на отдых и досуг».
Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.
Тема: «Право на образование».
Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.
Тема: «Право-искусство добра и справедливости».
Программная задача. 
В интересной и занимательной 
форме закреплять знания о правах 
человека, отраженных во всемирной 
декларации прав человека. Развивать 
способность анализировать 
ГЛАВА 2. 
Реализация правового воспитания в практике 
работы ДОУ 
 Конспект 
мероприятия: 
Программное содержание: 
продолжать развивать интерес к 
сценическому искусству, используя 
для этого игры-драмматизации 
к знакомым сказкам. В интересной и 
занимательной форме познакомить детей 
с основами человеческих прав, отраженных 
во «Всемирной декларации прав человека», 
развивать способность анализировать 
действия, поступки людей и создавать 
ситуации для развития умений применять 
полученные знания в реальной жизни. Активизировать 
познавательный процесс, пополнять словарный 
запас у детей. Воспитывать доброжелательность 
и контактность в отношениях со сверстниками. 
Ход занятия: 
- Ребята, я расскажу 
вам об одной удивительной 
сказочной стране, которая называется 
Правдилия. В этой стране жили люди, звери, 
насекомые и жили они счастливо. Потому 
что у каждого из них было много прав: право 
на счастье, право на жизнь, право на свободу, 
право на отдых. А еще в этой стране был 
необычный сад с цветущими растениями. 
К одному из них жители относились по-особенному, 
трепетно. Берегли его, потому что это 
был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» 
были необычные лепестки, на обратной 
стороне которых были записаны правила 
(права). Именно эти правила строго соблюдались 
жителями этой страны. И все бы у них было 
хорошо, если бы... 
- Однажды над 
страной нависла черная-
- Ребята, как 
по-вашему, нужно ли помогать людям, 
зверям, попавшим в беду? Почему? 
А сможем ли мы помочь жителям 
Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем 
найти лепестки «цветка 
Дети: (в хороводе) 
Итак, в Правдилию вперед. 
«Цветок Счастья 
там» живет. 
Должны мы многое 
узнать 
И лепесток там 
отыскать. 
Нам будут в 
этом помогать 
Герои разных сказок. 
По извилистой 
дорожке 
Шли по миру чьи-то 
ножки. 
Вдаль глядя, широкими 
глазами, 
Шли ребята знакомиться 
с правами. 
Знать должны и 
взрослые, и дети 
О правах, что 
защищают нас на свете. 
Восп-ль: - А вот 
и первая сказка, присаживайтесь, ребята. 
(инсценировка отрывка из сказки «Кот, 
лиса и петух») 
- Вспомнили сказку? 
Как она называется? Кто просит 
о помощи в этой сказке? Что 
вы можете сказать про лису? Какая 
она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? 
Лиса нарушила право. Но какое же? Как это 
узнать? 
Звучит голос: 
- Найдите мой лепесток красного 
цвета, и узнаете ответ на вопрос. 
Восп-ль: - Это 
же голос «цветка Счастья». Давайте, 
ребята, быстро отыщем красный лепесток, 
ведь на нем написано одно из правил. (Дети 
находят цветок). 
Восп-ль зачитывает 
его содержание: «Каждый человек 
имеет право на личную неприкосновенность, 
жизнь и свободу». Вот, оказывается 
какое право, нарушила лиса – плутовка. 
Право петуха на жизнь и свободу. Давайте 
вернем «цветку Счастья» красный лепесток, 
чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать 
право на личную неприкосновенность, жизнь 
и свободу. 
Восп-ль: - Вспомните, 
в каких еще сказках нарушалось 
право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», 
«Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», 
«Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого 
из вас есть право на личную неприкосновенность, 
жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? 
Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо 
это или плохо? А когда вы деретесь, вы 
какими становитесь? А не лучше ли вашу 
злость и отрицательные эмоции направить 
в игру «Петушиные драки». А для этого 
два драчуна должны превратиться в «петухов» 
(приседают, обхватывая колени руками). 
«Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, 
толкаются. Кто из ребят упадет или уберет 
руки со своих колен, тот выбывает из игры. 
(Дети играют) 
- А я предлагаю 
говорить друг другу побольше 
добрых слов, чтобы стать еще 
добрее по отношению друг к 
другу. Игра «Скажи другу