Права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
1.4 Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ.

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Для того, чтобы  прививать дух права, создавать  правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы  создают свой уклад таким, чтобы  он был олицетворением правового  сообщества(3). Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе.  

Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни  несколько пассивно – воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр.  

Средства воспитания правовой культуры детей дошкольного  возраста разнообразны: любая совместная деятельность, игра, социальная и культурнаяатмосфера города или поселка, в котором живет ребенок, искусство, средства массовой информации. 

Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов  юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.  

Гражданин, обладающий правовой культурой, выражает это в обществе через толерантность, собственное достоинство, активную гражданскую позицию. Он в курсе тех проблем, которыми живут его страна, мир, и в меру своих возможностей содействует их решению. 

Основными принципами праворазъяснительной работы являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.  

Система правового  воспитании призвана обеспечить целенаправленное формирование у молодого поколения  уважения к закону, способствовать включению молодых людей в  решение государственной задачи укрепления законности, обеспечения прав человека и гражданина, повышению их активности в избирательном процессе, создавать условия для развития у них стремления к будущей правоохранительной и правоприменительной деятельности. 

Организационное и методическое обеспечение предполагает разработку учебных и специальных программ, учебных пособий, методик по организации и проведению правового воспитания, сценариев викторин, конкурсов, программ научно-практических конференций, семинаров и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной работы; разработку на основе анализа новых методов правового воспитания. 

Информационное  обеспечение правового воспитания предполагает активное использование  средств массовой информации для освещения деятельности участников Программы по ее реализации, пропаганды правовых знаний, проведения различных конкурсов и викторин по правовой тематике, встреч с ведущими специалистами-правоведами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов. 

Вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия  остается важным и значимым, его  нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества  дел.  

 

1.4 Перспективное планирование занятий  по воспитанию   основ правовой культуры   у   дошкольников. 

Младшая группа.   

1.Тема: «Ты и  твое имя»

         Цель. Познакомить детей с правом  на имя. Научить применять это  право в жизни. Воспитывать  чувство самоуважения и уважения  к другим.

2.Тема: «Моя семья»

         Цель. Формировать представления  о семье. Знать имена своих  родителей. Воспитывать уважение  к членам семьи.

3.Тема: «Наш дом  – детский сад»

         Цель. Поддерживать интерес к  жизни в детском саду. Воспитывать  чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.  

Средняя группа. 

1.Тема: «Дружная  семья»

         Цель. Закреплять представления  о семье. Развивать осознанное  отношение    к проявлению  любви, уважения и сочувствия  к близким людям.

2.Тема: «Дом, в  котором ты живешь»

         Цель. Формировать представления  о Родине на основе ознакомления  с ближайшим окружением (двор, дом,  улица города). Воспитывать добрые  чувства. Интерес к месту, где  живешь.

3.Тема: «Как поступить  правильно»

         Цель. Формировать представление  о положительных и отрицательных  поступках поведения. Правильно  оценивать себя и других. Видеть  хорошее и плохое в персонажах  знакомых произведений. 

Старшая группа. 

1.Тема: «О правах  играя»

Программная  задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям. 

2.Тема: «Право  жить и воспитываться в семье».

Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе  любви и заботы близких ему людей.

3.Тема: «Право  на жизнь и здоровье».

Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого  ребенка. Формировать у детей  представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

4.Тема: «Право  на жилище и личную неприкосновенность».

Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать  способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.

5.Тема: «Мы в  стране сказок».

Программная задача. Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка.  

Подготовительная  группа. 

Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».

Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.

Тема: «Право на отдых и досуг».

Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.

Тема: «Право на образование».

Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению  ученика, который имеет свои права  и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.

Тема: «Право-искусство  добра и справедливости».

Программная задача. В интересной и занимательной  форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной  декларации прав человека. Развивать  способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей  к существующим в обществе правилам и нормам жизни. 

ГЛАВА 2. Реализация правового воспитания в практике работы ДОУ 

 Конспект  мероприятия: 

Программное содержание: продолжать развивать интерес к  сценическому искусству, используя  для этого игры-драмматизации  к знакомым сказкам. В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. 

Ход занятия: 

- Ребята, я расскажу  вам об одной удивительной  сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы... 

- Однажды над  страной нависла черная-пречерная  туча, налетел злой холодный ветер,  и все жители Правдилии попрятались  кто куда, чтобы переждать несчастье.  А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их. 

- Ребята, как  по-вашему, нужно ли помогать людям,  зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям  Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем  найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила  этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения. 

Дети: (в хороводе) Итак, в Правдилию вперед. 

«Цветок Счастья там» живет. 

Должны мы многое узнать 

И лепесток там  отыскать. 

Нам будут в  этом помогать 

Герои разных сказок. 

По извилистой дорожке 

Шли по миру чьи-то ножки. 

Вдаль глядя, широкими глазами, 

Шли ребята знакомиться  с правами. 

Знать должны и  взрослые, и дети 

О правах, что  защищают нас на свете. 

Восп-ль: - А вот  и первая сказка, присаживайтесь, ребята. (инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух») 

- Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит  о помощи в этой сказке? Что  вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса нарушила право. Но какое же? Как это узнать? 

Звучит голос: - Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос. 

Восп-ль: - Это  же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят цветок). 

Восп-ль зачитывает его содержание: «Каждый человек  имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается  какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. 

Восп-ль: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют) 

- А я предлагаю  говорить друг другу побольше  добрых слов, чтобы стать еще  добрее по отношению друг к  другу. Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности. 

Информация о работе Права ребенка