Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:50, реферат
Эволюционные представления повлияли и на понимание Джоном Дьюи характера развития ребенка. Центральным в этом понимании была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Эта мысль была развита в многочисленных трудах, концептуальные идеи которых будут рассмотрены ниже.
Введение 1
Биография 2
Публикации 3
Педагогические воззрения 5
Концептуальные положения 10
Заключение 12
Список литературы 13
Разработанная Дьюи концепция обновленной школы шла в русле движения за «прогрессивное» образование, охватившее страну на стыке двух столетий Школы, особенно в крупных городах, заполненные детьми иммигрантов, лихорадочно искали способы приспособления их к новой жизни. За счет заметного сокращения теоретического материала учебные программы заполнялись сведениями сугубо утилитарного характера. На протяжении долгого времени американская школа готовила активных, умеющих положиться на себя, но не отягощенных большим багажом знаний людей.
В 50—60-е гг. «прогрессивизм» и его идейный вдохновитель Дьюи подверглись разрушительной критике. Их обвиняли в антиинтеллектуализме американской школы, снижении качества образования и связанном с этим падении конкурентоспособности США на мировом рынке. Следующие десятилетия заполнены поиском путей достижения мирового уровня качества образования. В этих поисках происходит возрождение педагогического наследия Дьюи. Его главные идеи — активность ребенка, уважение к нему, исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом познавательной деятельности, связь школы со средой и общиной, непрерывное образование и рост человека и др. приобретают постепенное значение при разработках моделей образования для XXI века [ Шейн Г. Джон Дьюи // Перспективы. 1986. № 4] Главный постулат Дьюи: высочайшая задача образования — способствовать социальным переменам к лучшему для всех людей — выступает направляющей и вдохновляющей линией в прогрессивном развитии человечества.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Опыт и
знания
ребенок должен приобретать путем
“делания”, в ходе исследования проблемной
обучающей среды, изготовления различных
макетов, схем, производства опытов, нахождения
ответов на спорные вопросы, и, в целом,
восхождения от частного к общему, т.е.
использования индуктивного метода познания.
Данная педагогическая концепция получила
название “инструментальной педагогики”.
В сжатом виде концептуальные положения теории Дж. Дьюи выглядели следующим
образом:
Условиями успешности обучения являются:
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
Дьюи называет следующие главные принципы развивающего критического мышления:
Хотя
Дж.Дьюи не был социалистом в политике,
он неустанно пропагандировал “
в общественной жизни”, т.е. заботу каждого о благе общества, то, что сейчас называют гражданской активностью. рассматривал как одну из важнейших целей воспитания и образования. В связи с этим можно сформулировать следующее:
Сам Дж.Дьюи
больше известен как теоретик, а
не практик школьного образования,
но его идеи достаточно широко реализовались
в 1884 — 1916 годах в различных учебных заведениях,
например, в начальной школе при Чикагском
университете.
Пожалуй,
наиболее радикальным внедрением идей
Дьюи стало обучение по “методу проектов”,
разработанным американскими педагогами
Е.Пархерст и У.Килпатриком. Дети выполняли
“проекты” — конкретные задания, связанные
с учебным материалом, но фактически объем
теоретических знаний был сужен. “Метод
проектов” и его вариант “Дальтон-план”
приобрели известность в различных странах,
в том числе и в России, где использовались
в школьном и вузовском обучении в 1920-х
годах.
Как можно оценить педагогические концепции Дж.Дьюи с позиции сегодняшнего дня?
Наверное,
у Дьюи не было бы оснований обижаться
на недостаток внимания к его теориям.
Они хорошо были известны С.Т.Шацкому,
В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренкои
многим другим. Если Д.Дьюи читал книги
А.С.Макаренко (что маловероятно), онбыл,
безусловно, вполне удовлетворен воплощением
его идеи воспитанияколлективизма, хотя
сам он этим термином не пользовался. Вряд
ли где-нибудь ещеданное направление было
реализовано столь полно и последовательно.
“Инструментальная педагогика” Дж.Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических
работ, поисковых и проблемных методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.
Однако
жизнь показала недооценку в системе
Дж.Дьюи теоретических знаний и дедуктивного
метода преподавания. Сам Дж.Дьюи со временем
признал, что спонтанного интереса и систематизирующих
способностей ребенка явно недостаточно
для овладения необходимыми знаниями
и потому нужно развивать у него силу воли
и характер.
Нам сейчас трудно понять пафос “инструментальной педагогики”, поскольку давно забылась злободневность проблем, решаемых Дж.Дьюи. Она заключалась в том, что в
образовании
господствовала малопродуктивная дидактика,
опирающаяся на механическое запоминание,
слабо учитывались познавательные потребности
и возможности ребенка, а содержание образования
мало согласовывалось с запросами жизни.
Не удивительно, что на этом фоне высказывались
радикальные идеи, лишь частично оправдавшие
себя в практике.
Как актуальная
в наши дни воспринимается также
методика работы учащихся и студентов
в малых группах, помогающая им более продуктивно
формировать понятия и вскрывать закономерности
различных явлений жизни.
В целом,
вера Дж.Дьюи в общественный прогресс,
призыв к непредубежденной и критической
оценке окружающей действительности,
забота о развитии активного и творческого
мышления детей очень созвучны нашему
времени и продолжают служить нуждам образования.