Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:50, реферат
Эволюционные представления повлияли и на понимание Джоном Дьюи характера развития ребенка. Центральным в этом понимании была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Эта мысль была развита в многочисленных трудах, концептуальные идеи которых будут рассмотрены ниже.
Введение 1
Биография 2
Публикации 3
Педагогические воззрения 5
Концептуальные положения 10
Заключение 12
Список литературы 13
Министерство Образования Республики Беларусь
«УО Могилёвский
Государственный университет
Подготовил студент 3 курса
Исторического факультета
Группы «Г» Петров Д. И.
Проверила:
Снопкова Е. И.
Могилёв 2009
Введение
Заключение
Список литературы
Джона Дьюи (1859 —
1952) называют отцом американской педагогики,
он оказал, пожалуй, наибольшее влияние
на педагогическую теорию и практику своей
страны.
Ключевым
понятием философии Дьюи, объединяющим
человека и мир в неразрывноеединство,
является "опыт", поэтому основанное
им направление в философии образования
часто именуют экспериментализмом. Слово
это в английском языке родственно не
только явно слышному русскому уху слову
"эксперимент" – специально поставленный
научный опыт, но и слову "experience" -
жизненный опыт, опыт переживания и проживания
проблемных ситуаций, творческий акт жизни.
Экспериментализм
утверждает, что понимание мира может
быть достигнуто лишь в процессе самостоятельного
активного взаимодействия с ним. Наука
не может дать ответ на все вопросы повседневной
жизни, она сама возникла из человеческого
опыта и из человеческой любознательности,
она является выражением человеческих
способов понимания жизни природы, продуктом
творческого разума в его попытках понять
этот мир, ее истинность проверяется всем
богатством повседневного опыта.
Дж.Дьюи
был сыном своего времени —
эпохи победного шествия позитивизма,
возросшего на эволюционной теории, этике
утилитаризма и социалистически ориентированной
социологии. На фоне сугубо американского
мироощущения и опыта все это породило
философию прагматизма — релятивистскую
теорию, утверждавшую истинным и ценным
только то, что полезно людям, что дает
практический результат.
Эволюционные
представления повлияли и на понимание
Джоном Дьюи характера развития ребенка.
Центральным в этом понимании
была идея о том, что ребенок в
онтогенезе повторяет путь человечества
в познании окружающего мира. Эта мысль
была развита в многочисленных трудах,
концептуальные идеи которых будут рассмотрены
ниже.
Родился
близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября
1859. До сих пор мы мало знаем о
его предках, однако известно, что первый
Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих
сыновей, среди потомков одного из них
был Джон Дьюи, другого – губернатор Томас
Дьюи, а третьего – адмирал Джордж Дьюи,
получивший известность благодаря сражению
в Манильской бухте в ходе испано-американской
войны 1898. Три поколения рода Дьюи были
фермерами, его отец занимался торговлей.
Дьюи получил образование в средней школе
Берлингтона, окончил университет Вермонта,
затем два года преподавал в школе в штате
Пенсильвания, в течение года был учителем
сельской школы в родном штате. В 1882 поступил
в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе.
Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра
Морриса, приглашенного профессора из
Мичиганского университета, представителя
американского неогегельянства. В 1884 получил
степень доктора философии в университете
Джонса Хопкинса, представив диссертацию,
которая была посвящена одному из аспектов
психологической теории Канта.
Осенью
того же года Дьюи приступил к преподаванию
философии в Мичиганском
Первые
сочинения Дьюи вышли в свет, когда
он работал в университете Джонса
Хопкинса. Это две статьи в «Журнале спекулятивной
философии» («Journal of Speculative Philosophy»), который
издавался в Сент-Луисе (шт. Миссури) под
редакцией У.Т.Харриса и посвящен изучению
и распространению гегелевских идей. Дьюи
никогда не был ортодоксальным гегельянцем,
однако считал Гегеля выдающимся мыслителем.
После знакомства с гегелевскими сочинениями
собственные работы показались ему просто
«интеллектуальными упражнениями». Отход
Дьюи от гегельянства начался, когда он
осознал, что система Гегеля носит формальный,
«в высшей степени искусственный» характер.
Однако он продолжал считать, что «в Гегеле
больше мыслительного содержания и способности
проникновения в сущность вещей, чем в
любом другом систематическом философе»,
включая Платона.
Дьюи
никогда не переставал заниматься темой
демократии. В 1888 Мичиганский университет
выпустил в свет его работу Этика
демократии (The Ethics of Democracy ). В 1946 во «Введении»
к книге Проблемы человека (Problems
of Men ) он прямо говорит о своей
вере в демократический образ жизни, находит
новые смыслы в понятии демократии и новые
способы убеждения читателей в необходимости
научного изучения человека в социальной
среде, подобного изучению природы естественными
науками. Демократия для него не «порубленный
на кусочки суверенитет», но партнерство
в сверхиндивидуальной деятельности и
воле. Это не просто – и не прежде всего
– форма правления, а разумная, реалистическая
кооперация с целью формирования полноценных
личностей. Неудивительно, что, как он
сам признавал, его философия была наиболее
полным образом представлена в работе
Демократия и образование (Democracy and Education
, 1916). Демократию и «образование в интересах
демократии» Дьюи считал важнейшими проблемами,
в исследовании которых находят естественное
применение и «другие вопросы – космологические,
моральные, логические». Он называл Эмерсона
«философом демократии», однако эта характеристика
в большей степени подходит ему самому,
как и его слова о том, что Эмерсон был
«пророком и глашатаем любой системы,
которую демократия в будущем построит
и воплотит в жизнь ».
На протяжении всего творческого пути Дьюи придерживался принципа, который был сформулирован им в главе, написанной для сборника Творческий интеллект (Creative Intelligence , 1917), и о котором его коллеги вынуждены были помнить, даже если не были способны ему следовать: «Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества».
Дьюи
всегда был верен науке, однако неоднократно
предупреждал, что «сама наука все еще
пребывает в детском возрасте» и многие
исправимые пороки действительности являются
результатом «несбалансированного, одностороннего
применения методов исследования и проверки,
которые только и имеют право называться
наукой». Он считал, что человеческое существо
есть сочетание развивающегося организма
и воздействующих на него процессов природного
и социального окружения. Для Дьюи логика
– это теория исследования, а не теория
доказательства. В этом исследовании символы
и вещи используются для реконструкции
мира исследователя. Веру в религию, которая
«всегда означает корпус верований и церемоний,
имеющих своего рода институциональную
организацию», Дьюи предложил заменить
религиозным отношением ко всем проявлениям
жизни, а веру в Бога как конкретное существо
– верой в те силы природы и общества,
которые «порождают и поддерживают идею
блага как цели наших устремлений».
Сам Дьюи
предпочитал называть свою философию
экспериментализмом или даже инструментализмом,
а не прагматизмом, как это принято в учебниках
по философии. В «Реконструкции в философии»
он писал: «Когда мы приводим в действие
намерение или план, он руководит нами
истинным или ложным образом, ведет нас
к нашей цели или уводит от нее. Самое главное
в нем – его действенная, динамическая
функция, и в характере деятельности, которую
он порождает, заключается вся его истинность
или ложность. Гипотеза, которая «работает»,
– истинна; «истина» – абстрактное имя
существительное, обозначающее совокупность
случаев, действительных, предвиденных
и желаемых, которые получают подтверждение
самим фактом своего обнаружения и его
последствий». Потребности и желания,
обслуживаемые истиной, носят, однако,
не личный и эмоциональный характер (как
у Джемса), а характер «общезначимый».
И хотя Дьюи подчеркивает функциональное
назначение суждений и законов (и даже
ощущений, фактов и объектов) и называет
их средствами, орудиями, инструментами
или операциями для превращения неопределенной
ситуации в определенную в процессе исследования,
он не отрицает, что суждения и законы
играют также и когнитивную роль. Он утверждает,
что «сущность прагматистского инструментализма
заключается в трактовке одновременно
знания и практики как средств для производства
полезных для жизни вещей». И все же процесс
познания для Дьюи является экспериментированием:
каузальные суждения обретают проективный,
эвристический и телеологический, а не
ретроспективный, откровенный или онтологический
смысл. Законы, в том случае если выполняются
определенные действия, являются для Дьюи
предсказаниями будущих событий.
Среди
основных работ Дьюи – Лейбниц (Leibniz
, 1888) ; Образование. Школа и общество
(Education. The School and Society , 1899) ; Опыт и образование
(Experience and Education , 1938), а также Психология
(Psychology , 1886) ; Исследования по теоретической
логике (Studies in Logical Theory , 1903); Как мы мыслим
(How We Think , 1910) ; Очерки экспериментальной
логики (Essays in Experimental Logic , 1916) ; Реконструкция
в философии (Reconstruction in Philosophy , 1920) ; Человеческая
природа и поведение (Human Nature and Conduct , 1922)
; Опыт и природа (Experience and Nature , 1925) ; Поиск
достоверности (The Quest for Certainty , 1929) ; Общая
вера (A Common Faith , 1934) ; Искусство как опыт
(Art as Experience , 1934); Логика как теория исследования
(Logic, the Theory of Inquiry , 1938) ; Свобода и культура
(Freedom and Culture , 1939).
Педагогические
идеи.
Дьюи
неразрывно связаны с его
В работах Дьюи содержится резкая, порой язвительная критика традиционной школы. Она пренебрегает ребенком, особенностями его развития и потребностями. Разработанные взрослыми без учета интересов детей школьные программы, учебники, учебные материалы вызывают у школьников ненависть к учению. Инстинктивное стремление детей к познанию деформируются искусственной системой оценок и экзаменов. В школе доминирует учебник с его абстрактными книжными фактами, которые ребенок должен заучить, не понимая зачастую смысла.
Детей
заставляют в классах сидеть неподвижно,
заучивать массу ненужного
При разработке своей педагогической системы Дьюи многое черпает из наследия великих предшественников — Руссо, Песталоцци, Фребеля. Не будет большим преувеличением сказать, что в основе педагогической системы Дьюи лежит руссоизм приспособленный к условиям индустриальной эпохи и оснащенный понятиями прагматической философии.