Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:50, реферат
Эволюционные представления повлияли и на понимание Джоном Дьюи характера развития ребенка. Центральным в этом понимании была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Эта мысль была развита в многочисленных трудах, концептуальные идеи которых будут рассмотрены ниже.
Введение 1
Биография 2
Публикации 3
Педагогические воззрения 5
Концептуальные положения 10
Заключение 12
Список литературы 13
Обратимся
к ведущим положениям педагогической
системы Дьюи.
Школьная система.
Рассматривая
образование как главный фактор
развития демократии, Дьюи решительно
выступал против дуализма школьной системы.
В условиях усложнения жизни, писал он
в 1915 г., накопления богатства одними и
обеднеем других, положение демократии
становится все труднее. «Демократия сделает
роковую ошибку, если допустит, чтобы существовала
школьная система для детей тех родителей,
у которых больше досуга, и для детей тех,
кто зарабатывает на жизнь. Уже такое физическое
разделение неблагоприятно для развития
взаимных симпатий людей, но это еще меньшее
зло. Гораздо хуже, что чересчур книжное
образование одних и «ультра практическое»
для других ведет к глубокому различию
в умственных и моральных навыках, идеалах,
взглядах. Разделение школ повело бы общество
по пути, абсолютно чуждому духу демократии»[Школы
будущего.Ст.226] Дьюи настаивает на последовательной
реализации принципа открытой и доступной
всем и каждому единой школы, независимо
от имущественного положения, пола, расы,
национальности. Чтобы служить развитию
демократии, такая школа должна радикально
изменить содержание своей деятельности.
В ней следует обеспечить единство обучения
и общественного применения знаний, теории
и практики, работы и понимания ее значимости»
В этом видел Дьюи вклад школы в развитие
демократического общества.
Сущность и
цель образования.
"Каков
же истинный смысл подготовки
в системе образования? Прежде
всего она означает, что человек,
юный или старый, извлекает из
своего наличного опыта все,
что из него можно извлечь
в данное время. Если же
При раскрытии
этих ведущих философско-
Детство, подчеркивает Дьюи, — это время бурного роста и развития. Ребенок активно осваивает окружающий мир, используя свои физические и интеллектуальные силы. И в это время школа и взрослые навязывают детям учебники, программы, забивают их головы фактическими данными, которые являются результатами чьих-то открытий и чужды ученикам. Школа озабочена, прежде всего, накоплением знаний, их количеством, а не тем, как происходит развитие ребенка.
В школе демократического общества «ребенок — исходная точка, центр и конец всего» [Дьюи Дж. Школа и ребенок. М., 1923. Ст. 7] Он, его потребности в открытии мира вещей и отношений должны определять содержание работы школы. «Ничто не должно мешать росту ребенка. Главная цель образования — способствование полному и свободному развитию тела и ума ребенка» [Школы будущего. Ст. 16]
Оппоненты
Дьюи часто усматривали в его
идеях отказ от организованного
обучения, призывы к слепому следованию
за интересами ребенка. На самом же
деле он трактовал учение как «постоянную
перестройку, двигающуюся от непосредственного
опыта ребенка к организованной массе
истины, которую мы называем наукой» [Школа
и ребенок. Ст. 17]. По идее Дьюи, в начальных
классах учение должно быть построено
в соответствии с интересами и потребностями
ребенка. Оно ориентировано на развитие
познавательной активности и вооружение
детей методами самостоятельных открытий.
«Общая цель приобретения знаний — найти
путь, как добывать знаний, когда они нужны,
а не знаний самих по себе» [Школы будущего.
Ст. 18] Дьюи заглядывал далеко в будущее,
когда непрерывное образование, умение
переучиваться, приобретать знания самостоятельно
станут объективной потребностью постпромышленной
эпохи. На этой основе происходит движение
к организованному обучению с его разделением
на учебные дисциплины, программами и
учебниками. Но и здесь настоящая цель
образования — «найти путь, как добывать
знания».
Ребенок и
школа.
Дьюи — яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка «с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого» [Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1922. Ст. 12] Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноценной жизнью, отвечающей его интересам, потребностям, способностям развития. «Ребенок должен стать солнцем, вокруг которого вращаются все образовательные средства...» [там же. Ст. 12]
Каждый ребенок — ярко выраженная индивидуальность, и о настоящем образовании не может идти речи, пока дети рассматриваются как целое, как класс. «Если ученики всегда выстроены в прямой ряд, ходят гуськом, получают знания по одному и тому же методу и обязаны их «возвращать» совершенно одинаково — мы никогда ничего не узнаем о детской душе» [Школы будущего. Ст. 77]
Дьюи
настаивает на том, чтобы в школе
была атмосфера свободы для
Отстаивая право ребенка на свободу самовыражения, Дьюи вместе с тем отвергает вседозволенность и неограниченную свободу. «Свобода не уничтожает ограничений, налагаемых природой и обществом на каждого члена общежития, не позволяет индивиду предаваться инстинктам, вредным для него как члена целого» [там же]
Естественный
рост ребенка может успешно проходить
лишь в условиях любви, тепла, симпатии
со стороны взрослых. «На лозунге тех,
кто за развитие ребенка, написана симпатия
к ребенку» [Школа и ребенок. С. 10]
Биологическое
и социальное в ребенке.
Эта проблема — предмет давней и горячей полемики между двумя научными направлениями: биологизаторов, считающих, что человек имеет прирожденный и трудноизменяемый комплекс способностей, и средовиков, трактующих ребенка как «чистую доску», на которой социальный опыт и воспитание «рисуют» личность.
Некоторые оппоненты Дьюи обвиняли его в биологизаторских позициях и в доказательство приводили отдельные цитаты из его работ: «Воспитание должно основываться на природных способностях, т.е. оно должно опираться на первоначально и независимо существующие прирожденные склонности. Речь идет о их направлении, а не о их создании» [Психология и педагогика мышления. М., 1921. С. 26] Или: «Истинное воспитание не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет» [Школы будущего Ст. 9]
Эти высказывания Дьюи находились в русле концепции естественного роста, которую он разделял вслед за Руссо. Борясь за слом старой школы, он выступал за новую педагогическую систему, центром которой является ребенок и которая учитывает природные задатки детей, разнообразие их личностных качеств, темпераментов, стилей мыслительной деятельности. Дьюи никогда не рассматривал природные задатки в статике. Наоборот, ключевыми словами его системы являются: рост и развитие. Образование для него — это непрерывный процесс реорганизации опыта ребенка для продвижения к более высокому уровню опыта и его усвоению.
Для Дьюи
среда — обязательное условие роста и
развития человека. Среда развивает ребенка
как целостный организм в единстве физических,
умственных, духовных сил. Среда создает
сильные мотивы к познанию, и только социальное
окружение способно сформировать у ребенка
качества, необходимые для жизни в человеческом
сообществе. Ученый никогда не призывал
к разделению детей на способных и неспособных,
к использованию интеллектуальных тестов.
Это было чуждо его демократическим идеалам.
Вместе с тем нельзя отрицать, что акцентирование
им важности природных задатков стало
одной среди многих причин довольно широкого
применения интеллектуального тестирования
в школах англоязычных стран, прежде всего
США.
Активизация
учебного процесса.
Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей к школе. На основе своих философско-педагогических изысканий изучения инновационного опыта Дьюи разрабатывает модель учебного процесса в школе, ориентированной на развитие ребенка. Характерными чертами являются:
Модель
учебного процесса, разработанная Дьюи,
адресована в первую очередь начальной
школе. Здесь в наиболее сензитивный период
развития происходит формирование базовых
учебных навыков, раскрываются (или угасают)
творческие силы детей, закладываются
основы успешной жизни человека Начальные
классы должны быть естественной средой
роста и развития, продолжением жизни,
которую ведет ребенок дома, во дворе,
на улице.
Школа и общество.
"Никакое
количество совместных
Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим — «научить ребенка жить в общежитии, где он начинает осознавать себя, понимать свои обязательства по отношению к этому общежитию и приспосабливаться к общей жизни». Школы должны стать эмбрионами общественной жизни. Дьюи внимательно изучает инновационный опыт и положительно оценивает все то, что делает школу, по его выражению, «маленькой демократической общиной» (разновозрастные классы, где старшие заботятся о младших; издание школьной газеты, строительство спортивной площадки при школе, участие детей в работе столовой, библиотеки; избрание совета учеников и др.).
Тесное единение школы с окружающей жизнью расширяет возможности вовлечения детей в служение обществу. Расчистка улиц, посадка цветов, уход за деревьями, помощь престарелым, открытие в школах клубов (рукоделия, столярного дела, спорта и др.), которые открыты детям и взрослым — лишь небольшой перечень дел, которые учат школьников и жителей округи быть хорошими и предприимчивыми гражданами общества. Школа, настаивал Дьюи, должна стать сеттльментом, открытым не только детям, но и всем живущим в районе. Это реальный путь улучшения общества и пробуждения его живого интереса к воспитанию молодого поколения.