Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:44, курсовая работа
За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения.
5. Методика «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевич.
Данная методика используется для оценки и изучения уровня развития любознательности и познавательной активности.
Для
получения данных о детях проводится
анкетирование воспитателей, которые
на основе наблюдений за поведением детей
в естественной обстановке – заполняют
подготовленные нами анкеты, а также беседы
с родителями детей, которые также
заполняют аналогичные анкеты.
Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию ролевых игр для развития познавательной активности дошкольников. Игры на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия использовались ежедневно, на каждом занятии по формированию элементарных математических знаний, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Во время занятий по математике с детьми проводились игры «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Чудесные превращения», «Чудесный лес», «Четвёртая картинка».
Игра «Отгадай фигуру» проводилась на протяжении всего времени 2 раза. В игре участвовали все дети экспериментальной группы. Цель этой игры учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений. Детям воспитатель показывает набор нарисованных геометрических фигур. Ребята отмечают, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги. Кроме того, есть и маленькие фигуры, и цвет их разный - красный, синий, зелёный. Далее воспитатель выкладывает 3 большие фигуры разной формы и вынимает 3 картинки: зонт, дом, мяч. Спрашивает, какая из имеющихся фигур похожа на ту или иную картинку. Аналогично, выкладывая большую и маленькую фигуры, например треугольники, и показывая картинки с изображением мамы и ребёнка, говорит, что любая большая фигура может быть обозначена карточкой с изображением взрослого человека, а любая маленькая - с изображением ребёнка. Затем выясняют, что если фигура зелёная, то она может быть заменена зелёным листиком, если красная _ красным флажком, если синяя - синей сливой. Воспитатель вынимает любую фигуру и показывает, как её можно обозначить тремя различными картинками (если это большой красный треугольник, то под ним размещаются следующие картинки: мама, флажок, зонтик). Игра начинается, Каждый ребёнок получает какую-либо фигуру для обозначения, Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Первый раз воспитатель проверяет результаты каждого ребёнка, чтобы убедиться, что условия игры приняты и выполнены. В случае ошибки воспитатель ещё раз объясняет задание или просит это сделать ребёнка, который правильно выполнил его. Далее детям предлагалось самим придумать, какими другими картинками можно обозначить каждую фигуру. Эта игра, содержащая задания на обозначение предметов, способствующая развитию воображения, логического мышления, проводилась на протяжении 2 занятий. Дети научились правильно обозначать предметы при помощи карточек-схем.
Также на протяжении других двух занятий проводилась игра «Собери фигуру», цель которой - учить детей анализировать элементарную схему предмета. Дети рассаживаются за столики и им говорится, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Воспитатель показывает первую картинку - самолёт. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её видеть всё время, пока они будут складывать. Затем дети получают комплексы фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечает тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагается следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов.
Также на протяжении 4 занятий с детьми проводились игры с заданиями на создание новых образов. Игра «Чудесные превращения» - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своём листе бумаги картину. Кто хочет может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, воспитатель отмечала соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение.
Также
на развитие воображения и наглядно-
В игре «Угадай, что спрятано» дети учились рассуждать логически. Игра проводилась на протяжении 3 занятий. Воспитатель показывал ребёнку набор картинок. Незаметно убирал 2 картинки так, чтобы сам он мог их видеть, а ребёнок нет. Ребёнок должен был отгадать, какие картинки отложены. «Положи на нижний ряд таблички картинки, которые, как ты думаешь, я спрятала. Если отгадаешь обе картинки, то я выставлю в этом ряду 2 розовые фишки, если угадаешь одну картинку, то получишь одну розовую фишку, другую белую, а если не угадаешь ни одной картинки - две белые фишки». Ребёнок выкладывает в нижнем ряду таблички 2 картинки и получает соответствующие фишки. Затем ему предлагают (не снимая картинок с нижнего ряда) снова положить, теперь уже во второй ряд, те картинки, которые спрятал воспитатель. Он раздаёт детям фишки. И так продолжается до тех пор, пока ребёнок не отгадает все картинки. Воспитатель поощряет рассуждения детей вслух. Во время игры у детей развивается умение логически рассуждать, внимание.
В игре «Домино», которая проводилась на протяжении трёх занятий, развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили «хитрые» картинки-схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). Воспитатель объясняла правила игры, подчёркивая, что прикладывать друг к другу можно и одинаковые обычные картинки и подходящие для них несколько картинок из серии «хитрые картинки». Дети берут по 5 карточек, и игра начинается. Если у кого-то из детей нет подходящей картинки, нужно брать карточки из оставшихся. Выигрывает тот, кто первым выложит все картинки. В процессе игры у детей развивается логическое мышление.
На занятиях по развитию речи неоднократно проводилась игра «Расскажи». Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять:
1.
Ёлка. 2. Красный шар. 3. Отчего заболел
Миша. 4. Письмо бабушке. 5. Бобик и
домик. Первая картинка
Каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
2.2.1. Анализ результатов по методике «Фильм - тест» Рене Жиля
2.2.2. Анализ результатов по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич
2.2.3. Индивидуальный анализ результатов эмпирического исследования
Анализируя информацию, полученную при знакомстве, беседе, наблюдении за испытуемыми и результатов эмпирического исследования, мы осуществили индивидуальный анализ результатов исследования по каждому испытуемому.
2.3. Корреляционный анализ
Нами
был применен компьютерный вариант
расчёта взаимосвязи
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ