Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:44, курсовая работа
За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию_невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
«Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:
Методика
применима для диагностики
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых - группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого. Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу. Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях .
Методика Р. Жиля позволяет описать достаточно широкий круг социально-психологических характеристик ребенка.
Как общее заключение оценивается степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Всего выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал:
1) «Отношение к матери»;
2) «Отношение к отцу»;
3) «Отношение к обоим родителям» «(Родители как чета)»;
4) «Отношение к братьям и сестрам»;
5) «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
6) «Отношение к другу»;
7) «Отношение к учителю»;
8) «Любознательность»;
9) «Стремление к доминированию»;
10) «Стремление к общению»;
11) «Конфликтность, агрессивность»;
12) «Реакция
на фрустрацию» «(Социальная
13) «Стремление к уединению, отгороженность".
Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому результаты исследования можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.
Для исследования была применена модификация данной методики.
2. Проективная методика «Древо желаний» В.С. Юркевич. Методика «Древо желаний» была разработана кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, заведующей лабораторией психологии одарённых детей МГППУ, В.С. Юркевич, с целью измерения познавательной активности у детей дошкольного и школьного возраста .
В наше время эта методика чаще всего используется для проверки успешности адаптации ребенка в детском саду и школе. Ведь успешность адаптации ребенка к детскому саду зависит не только от его отношения к новой ситуации, но и от уровня его познавательной активности. Дошкольники с низким уровнем познавательной активности, как правило, испытывают больше сложностей в процессе привыкания к детскому саду, поскольку новая ситуация не вызывает у них положительных эмоций и не стимулирует исследовательскую деятельность, а становится угрожающим фактором и вызывает рост напряжения. Дети с низкой познавательной активностью в основном пассивны, у них выше риск возникновения дезадаптации вследствие формирования негативного отношения к дошкольному учреждению, накладывающегося на их хроническую неуспеваемость и непринятие группой сверстников. Напротив, дети с высокой познавательной активностью положительно относятся к неопределенным ситуациям, таящим в себе возможности открытия чего-то нового, ранее неизвестного, их адаптационные возможности выше и позволяют легко приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дети с высокой познавательной активностью быстрее и легче приспосабливаются к дошкольному учреждению, поскольку их интерес к обучению не угасает, а, наоборот, поддерживается и укрепляется в ходе овладения новыми знаниями. Высокий уровень познавательной активности и любознательность формируют открытый взгляд на мир: ребятам интересны новые события, необычные предметы и ситуации, поэтому они без труда усваивают новые требования, сравнительно легко привыкают к изменившимся условиям в связи с поступлением в детский сад. Заинтересованность и любознательность таких детей зачастую делают их инициаторами общения со сверстниками: приходя в новый детский коллектив, они первыми знакомятся, легко устанавливают контакты со сверстниками. Они могут увлечь других детей новой игрой, нестандартным способом игрового действия, интересным разговором и обычно вызывают к себе интерес со стороны сверстников. Часто высокая познавательная активность связана с высоким уровнем развития памяти, мышления, а также с креативностью .
Для выявления уровня познавательной активности ребенка используется тест познавательной активности В.С. Юркевич Методика проводится в виде индивидуальной беседы с ребенком, в ходе которой ему предлагаются пять ситуаций с вопросами, на которые он должен предложить свои ответы.
В зависимости от ответов детей В.С. Юркевич выделяет три уровня познавательной активности, а именно:
Данная методика была применена без какой–либо модификации.
3.Методика «Маленький исследователь».
Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе.
Методика основана на том, что в процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.
3.Методика «Формирования навыков экспериментирования» А.И. Иванова.
Целью данной методики является выявление у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности.
В основе методики лежат сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования по А.И.Иванову.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по А.И.Иванову:
Высокий уровень овладения экспериментальной деятельностью характеризируется: проявлением инициативы и творчества в решении проблемных задач, самостоятельным виденьем проблемы, активностью высказываемых предположений, выдвижением гипотез, предположений, широким использованием аргументаций и доказательств, самостоятельным планированием предстоящей деятельности, осознанным выбором предмета и материала для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями, планомерными действиями.
Также ребенок хорошо помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень овладения экспериментальной деятельностью характеризируется: проявлением активного познавательного интереса, виденьем проблемы иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью характеризируется неустойчивым и слабо выраженным познавательным интересом.
Ребенок не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.