Позавательные способности младшего школьника

Автор: 2******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Объект исследования - познавательные способности младшего школьника.
Предмет- процесс развития познавательных способностей на уроках математики в начальной школе.
Основные задачи:
- анализ литературных источников;
- организация проектной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей у младшего школьника.
-выделение условий, при которых происходит формирование познавательных способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей младшего школьника
Понятие способности
Познавательные способности
Условия развития познавательных способностей
Проектная деятельность
Типология проектов
Классификация проектов по продолжительности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Этапы и условия реализации проекта
2.2. Проект «Окружность и круг в окружающем нас мире»
2.3. Содержание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

  Познавательны  интерес при правильной педагогической  организации деятельности учащихся  и систематической и целенаправленной  воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

   Познавательный интерес выступает  перед нами и как сильное  средство обучения. Классическая  педагогика прошлого утверждала, что смертельный грех учителя -  быть скучным. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то и дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

   Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и на результат его, а  это всегда связано со стремлением  к цели, с ее реализацией, преодолением  трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес не враг волевого усилия, а верный союзник. В интерес включены волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

   Познавательный интерес, как и  всякая черта личности и мотив  деятельности школьника, развивается  и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

   Формирование познавательного интереса  учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

 Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы  же пути осуществления этой задачи?

   Прежде всего, интерес возбуждает  и подкрепляет такой учебный  материал, который является для  учащихся новым, неизвестным,  поражает их воображение, заставляет  удивляться. Удивление - сильный  стимул познания, его первичный  элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в ожидании чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

   Такое преподавание подводит  к сознанию того, что у обыденных,  повторяющихся явлений окружающего  мира множество удивительных  сторон, о которых он сможет  узнать на уроках. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

  Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

   Интересу к познанию содействует  также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

   Далеко не все в учебном  материале может быть для учащихся  интересно. И тогда выступает  еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   В основе мотивации, связанной  с содержанием и процессом  учения, лежит познавательная потребность.  Познавательная потребность рождается  из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности.

   Интересы младших школьников, как  правило, обусловлены занимательностью, уроки с игровыми моментами,  уроки с преобладанием эмоционального  материала. В условиях обучения, когда специально обращается  внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим способом действия проявляется очень ярко. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К.Маркова считают, что для формирования теоретического, познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:

  • объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
  • процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
  • результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов, как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

   Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять существенные связи повышает и их желание учиться. 

1.1.1.Проектная  деятельность

 Что  мы понимаем под методом проекта.

 В  основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 

По-разному  приходят в школу учителя, и по-разному  складываются их судьбы.

 Диплом педагогического  вуза - всего только документ на  право приобщения к 

большому и  необыкновенно сложному труду. А  сложность учительского труда в  том, чтобы найти путь

 к каждому  ученику, создать условия для  развития способностей. Труд учителя сродни труду хлебороба и

 строителя  - из зерен добра и справедливости  выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает

 их разум,  помогает найти свои пути в  жизни, понять свой гражданский  долг. Люди по - разному понимают  роль учителя.

 Одни видят  в нем просто преподавателя  учебного предмета, другие ... Я же  вижу педагога, воспитателя и  наставника, человека

, способствующего  становлению личности ученика.  Да, педагогом быть почётно, даже  прекрасно, но при условии,

 если учитель  сможет создать такую жизнь, в которой будет комфортно ученикам, поэтому одна из основных идей моей

 педагогической  философии - это стремление постичь  необъятные горизонты науки и  способность к самосовершенствованию,

 постоянное  познание детей и себя. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь,

 когда ребята  с интересом идут ко мне  на урок, но для меня важно  и то, что я иду на урок  с удовольствием и жду встречи

 с учениками.  Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою

 систему работы. Настоящий педагог постоянно  находится в поиске новых идей. Именно тогда и наступает время  творческих открытий. А все это  для того, чтобы нашим ученикам  было интересно учиться. Это  для них мы готовы постоянно повышать свой уровень, искать,

 творить,  удивлять, что бы потом можно  было радоваться их успехам  и гордиться ими. Работа над  творческим проектом  

стала тем самым  открытием, которое объединило не только меня с моими учениками в нашей  совместной работе, а так же их родителей, добавивших свою долю знаний в его создание. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывая, что: если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. К. Д. Ушинский писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Я считаю, что проектный метод обучения является великолепным средством для организации умственной деятельности учащихся. Метод проектов создаёт естественную коммуникативную ситуацию. Во время работы над проектом ученики ощущают необходимость в изучении математики для поиска информации, для проведения исследований, для оформления презентаций полученных результатов, для представления результатов на уроке-защите, для ведения дискуссий. Для проекта мы выбрали очень интересную тему: «Окружность и жизнь». Ведь окружность окружает человека всюду. Как связана окружность и жизнь? Где применяется окружность? И, что было бы, если бы не было окружности? Ребята были разбиты на группы и каждая группа находила ответ на проблемный вопрос. Группа «Искатели» проводила информационное исследование по вопросам «Как связана окружность и жизнь?», «Где применяется окружность?», «Если бы не окружность…». В результате появились версии о происхождении окружности. Дети узнали, что окружность – удивительно гармоничная и совершенная фигура, разобрались с вопросом: зачем она нужна человеку? А сколько восхищений было от найденных в Интернете изображениях окружности. Наиболее удачные работы, были оформлены на слайды для представления на итоговом уроке – защиты. «Исследователи» провели практическое исследование на экскурсии и выяснили, что формы круга и окружности мы встречаем повсюду: это и колесо машины и линия горизонта, и диск луны. Результат был оформлен в виде буклета. Вот какой вывод сделали дети после проведенной работы: «Окружность – единственная кривая которая может «скользить само по себе», вращаясь вокруг центра». Группа «Любознательных» собрала материал об интересных окружностях, о самом крупном дереве в мире, диаметр которого 11м, самом большом цветке в мире в диаметре 1 м. Собрали поговорки о окружности и задачи связанные с окружностью На уроке - защита проекта, каждая группа ребят, опираясь на ранее представленные оценочные листы, посовещавшись внутри группы, смогла провести взаимооценку работ друг друга. Каждая группа дала объективную оценку работы другой группы. Успешно был пройден тест «Занимательный лабиринт», закрепивший основные понятия темы. В результате проведенной работы над проектом ни один человек в классе не остался в стороне. Ребята должны были почувствовать «вкус» к исследованиям, к умственной деятельности. Мои ученики научились создавать простейшие диаграммы, работать с компьютером, искать и анализировать информацию. Проект помог в формировании коммуникативных и информационных компетентностей, самостоятельные исследования детей решили не только учебные проблемы, но социально-значимые. По результатам проекта всем участникам были вручены дипломы и грамоты в какой-либо номинации, ведь так важно, чтобы работа каждого ребёнка была замечена. Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Эти две тропы уже неотделимы. Наверное, это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих детей. А это значит -урок продолжается.... И закончить хочется словами Г. Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

  1. Башмаков  М.И. Математика 3 класс./ М.И. Башмаков. – М., 2007 г. – с. 39., - с.-91.
 
  1. Гамезо  М.В. Возрастная и педагогическая психология./ М.В. Гамезо. –М., 1984 г. – с.101 – 115.
 
  1. Демидова  Т.Е. Математика 3 класс./ Т.Е. Демидова. – М., 208 г. – с.8., - с.38 - 58 .
 
  1. Закон Российской Федерации об образовании/ под ред. Т.В. Цветковой. – М., 2008 г. – с.20 – 22.
 
  1. Истомина  И.Б. Методические рекомендации к учебнику математика 3 класс./ И.Б. Истомина. –  С., 2003 г. – с.3 – 9.,  -  с.49 – 59.
 
  1. Истомина  И.Б. Математика 3 класс./ И.Б. Истомина – С., 2003 г. – с.70 – 84.
 
  1. Крутецкий В.А. Психология./ В.А. Крутецкий. – М., 1986 г. – с.206 – 218.
 
  1. Толлингерова  Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей./ Д. Толлингерова., Д. Голоушова., Г. Канторкова. – М – П., 1994 г. – с.2 – 29.

Информация о работе Позавательные способности младшего школьника