Автор: 2******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель:
Объект исследования - познавательные способности младшего школьника.
Предмет- процесс развития познавательных способностей на уроках математики в начальной школе.
Основные задачи:
- анализ литературных источников;
- организация проектной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей у младшего школьника.
-выделение условий, при которых происходит формирование познавательных способностей.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей младшего школьника
Понятие способности
Познавательные способности
Условия развития познавательных способностей
Проектная деятельность
Типология проектов
Классификация проектов по продолжительности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Этапы и условия реализации проекта
2.2. Проект «Окружность и круг в окружающем нас мире»
2.3. Содержание
Заключение
Список литературы
Усвоение закономерностей и
На первой учащиеся рассматривают отдельно каждый конкретный случай выражения понятий. Так они практически находят, что одна величина больше или меньше другой, но еще не делают обобщения.
На второй ступени усвоения понятий, отношений учащиеся делают обобщение, но это обобщение они относят к рассмотренным случаям, еще не распространяя его на новые случаи.
На третьей ступени полученное обобщение учащиеся успешно применяют к самым различным случаям.
Успешное овладение понятиями
во многом зависит от уровня
развития мыслительных
Развитие анализа идет от
При целенаправленном развитии
данной мыслительной операции
младшие школьники производят
системный анализ изучаемых
Развитие анализа протекает
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, они совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез.
Особую трудность для младших
школьников представляет
Обобщение и конкретизация
Таксономия - (от греч.
taxis - расположение, строй, порядок, и homos
- закон) - теория классификации и систематизации
сложно - организованных областей деятельности,
имеющих иерархическое строение.
Таксономия учебных задач Д.
Толлингеровой раскрывает
К потребности разработать
Импульсом для «внесения
Таксономия Блюма определяет
способы классификации
Таксономия
познавательных целей Блюма
В современной науке существуют различные подходы к таксономии. Так категории мыслительных умений по Марзано отличаются от таксономии Блюма тем, что не надстраиваются одна на другую. Каждая познавательная категория также важна, как и остальные. «Уровни» представляют собой элементы, которые, по мнению Марзано, одинаково заслуживают внимания на каждом этапе обучения. Существуют и российские подходы:
Д.
Толлингерова предложила по
1. Задачи,
требующие мнемического
1.1. задачи по узнаванию;
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
1.3. задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил;
1.4. задачи
по воспроизведению больших
2. Задачи,
требующие простых
2.1. задачи
по выявлению фактов (измерение,
взвешивание, простые
2.2.задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.);
2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
2.6. задачи
по распределению (
2.7. задачи
по выявлению взаимоотношений
между фактами (причина,
2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
2.9. решение
несложных примеров (с неизвестными
величинами и т.п.).
3. Задачи,
требующие сложных
3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация);
3.2. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование);
3.3. задачи по индукции;
3.4. задачи по дедукции;
3.5. задачи
по доказыванию (аргументацией)
3.6. задачи
по оценке.
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи
по разработке обзоров,
4.2. задачи
по разработке отчет,
4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
5. Задачи,
требующие творческого
5.1. задачи по практическому приложению;
5.2. решение проблемных задач и ситуаций;
5.3. постановка вопросов и формулировка задач и заданий;
5.4. задачи
по обнаружению на основании
собственных размышлений (на
Б.Блюм | Д. Толлингерова |
Знание | |
Понимание | Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных |
Применение | Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными |
Анализ | Задачи, требующие сложных мыслительных операций |
Синтез | Задачи, требующие сообщения данных |
Оценка | Задачи, требующие творческого мышления |
Учебная задача, по Д. Толлингеровой,
«интеллектуальное
Учебные
задачи проходят через весь
воспитательно-образовательный
Из выше изложенного следует,
что развитие познавательных
процессов напрямую связано с
развитием познавательных
Сущность учебной деятельности
состоит, прежде всего, в том,
что она представляет собой
процесс усвоения научных
Учебная деятельность, с одной
стороны, должна быть
Отношение младших школьников
к учению определяется группой
мотивов, которые прямо
Информация о работе Позавательные способности младшего школьника