Понятия "культура поведения", "этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ПЕДАГОГИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Картинка и схема  позволяют наглядно показать слово  в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования  можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить  детей со схемой звукового состава  слова. Это делается на примере слова  ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске – рисует квадрат. Затем выделяется второй звук – у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель  переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Сначала для анализа  предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется  вводить в обучение различение гласных  и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные  звуки в проанализированных ранее  словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с  согласными и гласными звуками переходят  к анализу слов из четырех звуков. Авторы методики предлагают следующие  слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются  с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т.д.; игра «Назови слова» – дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы –  обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям  предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

На протяжении всего  периода обучения дети выполняют  различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в  слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ.

В подготовительной к  школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по модели», «Цепочка слов».

 

б) ознакомление детей со слоговым анализом и синтезом слова.

 

Работу по развитию слогового  анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового  анализа в речевом плане Делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, Усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.

Дается представление  о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию). Для закрепления используется такой прием: логопед называет звуки, дети поднимают красный флажок, если звук гласный, и синий, если согласный.

В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова (ох, ус, да, на, дом, стул, волк). Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы.

Затем проводится работа на материале двух- и трехсложных слов. Рекомендуются задания:

1.        Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).

2.       Записать только гласные данного слова (окна — о______ а).

3.        Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

4.   Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки на двухсложные слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка», «горка», «ручка», «сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка». Записываются следующие схемы слов:

а____ а,        о_____ а,         у_____ а.

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

1.         Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2.         Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

3.    Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор», «собака»).

4.    Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

5.         Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __ буз, ут__ , лод__ , ка__ , ка__ даш.

6.    Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка).

7.        Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.д

Литература:

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
    2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).

 

 

2) Подготовить  наглядный материал по теме: Ознакомление  со звуковым строением слова  (приложить к контрольной).

 

Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, по- 
хожи ли по звучанию два слова.

Взрослый предлагает ребенку назвать  парные картинки и определить, по- 
хожи ли по звучанию два слова.

 

 

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на кар- 
тинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и 
определить, похожи ли они по звучанию.

 

Взрослый четко произносит четыре слова и просит ребенка повторить их. 
Затем из четырех слов ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающееся 
по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку

 

Напиши около каждого предмета первую букву, с которой начинается его название.

 

Назови предметы. Найди место звука в словах: в начале, в середине, в конце. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.

 

Назови картинки. В каких  словах звучит В, а в каких - Ф?

 

 

Назови предметы. Найди место звука в словах: в начале, в середине, в конце. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.

 

Догадайся, какая картинка в каждом ряду лишняя. Обрати внимание на первые звуки в словах.

 

Назови картинки. В каких  словах звучит Д, а в каких - Т?

 

 

Назови картинки. В каких  словах звучит Б, а в каких- П?

 

 

 

   Н

 

 

      

     

       

     

 

     

 

Найди и обозначь место звука (н) в слове (начало, середина, конец)

символом  

 

 

 

______________

 

 

 

_______________

 

 

 

_______________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - - .

 

 

     

Определи твёрдость  или мягкость звука 

(к) в словах

 

 

               

        

 

 


 

 

 

 

   Х

 

 

   

       

           

 

     

 

Найди и обозначь место звука (х) в слове (начало, середина, конец)

символом  

 

 

 

___________

 

 

 

_____________

 

 

 

_____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -, - - - -.

 

     

Определи твёрдость  или мягкость звука 

(х) в словах

 

 

 

 

               

        

 

 


 

 

 

 

    К

 

 

      

       

     

 

 

 

Найди и обозначь место звука (к) в слове (начало, середина, конец)

символом  

 

 

 

______________

 

 

 

_______________

 

 

 

_______________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - - .

 

 

     

Определи твёрдость  или мягкость звука 

(к) в словах

 

 

               

        

 

 

Информация о работе Понятия "культура поведения", "этикет"