Понятия "культура поведения", "этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ПЕДАГОГИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Педагогика

1) Понятия "культура  поведения", "этикет".

 

В педагогическом словаре  культура поведения определяется как  совокупность сформированных, социально  значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Т.И. Бабаева дает следующее  определение: культура поведения –  широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе  наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к  предметам материальной и духовной культуры.

В.А. Сластенин рассматривает  культуру поведения через такие  ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая  культура.

И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.

С.В. Петерина даёт следующее  определение: культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять  в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами  вежливости пользоваться, как вести  себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения. 

2) Подходы к  рассмотрению проблемы воспитания  культуры поведения

 

Становление теории и  практики проблемы воспитания культуры поведения связано с исследованиями О. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Н. Витковской, Н. Н. Гладченковой, И. Марьенко, С.В.Петериной, В. А. Сухомлинского, В. Черенковой, А. И. Шемшуриной, Н. Е. Щурковой, М. Г. Яновской и др.

По мнению Петериной  С. В., воспитание культуры поведения  дошкольника рассматривается как «составная часть нравственного воспитания» и предполагает выполнение следующих требований:

- Привитие детям необходимых  гигиенических навыков, культуры  поступков в различных ситуациях  и положительных взаимоотношений  в разных видах деятельности;

- Воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;

- Формирование начальных  элементов трудового воспитания 

А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка» .

Осознание критериев  морали, как отмечал И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются  нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека».

С. Г. Якобсон выделял  основные задачи по воспитанию морали детей 5-7 лет, такие как:

1. Внесение в образ  – Я ребенка представлений  о себе как о носителе определенных моральных качеств (честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение в себе этих качеств.

2. Формирование критической  моральной самооценки – способности  отрицательно отнестись к себе  при нарушении норм морали.

3. Продолжение работы  по формированию личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали другими.

4. Продолжение работы  по формированию доброжелательных  отношений ко всем членам группы, уважения их прав и интересов.

5. Формирование опыта  ответственного общения с младшими детьми.

 Петерина С. В.  считает, что в содержании культуры  поведения дошкольников можно  условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура  общения, культурно – гигиенические  навыки и привычки.

По мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества».

 Истинная культура  поведения, по ее мнению, есть  органическое единство внутренней  и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.

 

3) Содержание  понятий "культура общения", "культура деятельности", "культурно-гигиенические  навыки"

 

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка  культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Культурно-гигиенические  навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто  относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а  также к тем, кто приготовил пищу

 

4) Методы и  приемы их формирования с учетом  возрастных особенностей и возможностей  детей

 

В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие  методы воспитания культуры поведения  у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.

С.В. Петерина с целью  формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы.

В младших группах  воспитатель приучает детей к  правильному поведению, последовательно  и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения.

В средней группе воспитатель  постоянно следит за самостоятельным  выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка.

В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному  поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

Эффективным методом  уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Пралески». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых надо усилить в данной группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи воспитания культуры поведения в подготовительной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в  работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретённый опыт ребёнка  не шёл в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений различных жизненных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения.

 

 

Литература:

    1. Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. - № 11 – 1989.
    2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006, № 5.
    3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
    4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5 - 7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
    5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
    6. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.
    7. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Дошкольное воспитание. - № 8 – 1979.

 

Практическое  задание.

Составить план беседы с  дошкольниками с учетом возраста детей (возраст по выбору) по теме: "Как вести себя хорошо (нравственно)?" Ответить на вопрос: "Надо ли формировать у дошкольников представления об этикете?" С какого возраста следует начинать.

 

Конспект занятия-беседы

"Что такое хорошо и что такое плохо"

(подготовительная группа)

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

Систематизировать представления  детей о лучших человеческих качествах: доброте, честности, трудолюбии, вежливости и других.

Учить анализировать  ситуации, предложенные воспитателем, характеризовать героев данной ситуации, предлагать свои варианты действий.

Вспомнить пословицы, стихи  по теме занятия.

Воспитывать желание  поступать соответственно добрым качествам.

МАТЕРИАЛ  К  ЗАНЯТИЮ:

« Дерево» на стене.

Цветы, символизирующие  добрые качества.

Иллюстрации из папок « Мое поведение», « Моя семья».

Магнитофон, диск с песней « Если добрый ты».

 

Ход занятия-беседы:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

- Что такое « хорошо»?  И что такое « плохо»?

У меня секретов нет, слушайте, детишки,

Папы этого ответ  помещаю в книжке.

Вы узнали стихотворение? Как оно называется? Кто его  написал?

ДЕТИ:

Стихотворение « Что  такое хорошо и что такое плохо?»  написал поэт Владимир Маяковский.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, посмотрите, в  вашей группе выросло Чудо – дерево! Я скажу вам по секрету: не простые цветы зацветают на нем, не простые плоды созревают на нем. Зацветают и созревают на нем лучшие человеческие качества: доброта, честность, справедливость, трудолюбие, вежливость, скромность, смелость, щедрость. Чтобы увидеть их, чтобы они появились на дереве, надо о них вспомнить и рассказать. Вы хотите увидеть какие цветы появятся на Чудо – дереве? Тогда поговорим об этих качествах подробнее.

Доброта. Поговорим о  доброте. Послушайте историю: « Ира  пришла в детский сад в новых туфельках. « Какие у тебя туфли красивые!»- сказали дети. « Подумаешь! – сказала Света,-  Мне мама еще лучше купит!»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Какие слова в рассказе добрые? Кто их сказал?

Какие слова злые? Кто  их сказал?

Как думаете, почему Света  так сказала? Что она почувствовала, когда увидела у девочки новые туфли?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Зависть – нехорошее  чувство. Друзья должны радоваться успехам  и радостям своих товарищей. Если замечаете в себе зависть, гоните ее прочь!

Информация о работе Понятия "культура поведения", "этикет"