Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.
Педагогика
1) Понятия "культура поведения", "этикет".
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.
В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
С.В. Петерина даёт следующее определение: культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Этикет – это правила,
которые человек должен выполнять
в данном обществе при определенных
обстоятельствах (какими формулами
вежливости пользоваться, как вести
себя в общественных местах, за столом
и т.п.) и по которым складывается
о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее
значение для дальнейшего общения.
2) Подходы к
рассмотрению проблемы
Становление теории и
практики проблемы воспитания культуры
поведения связано с
По мнению Петериной С. В., воспитание культуры поведения дошкольника рассматривается как «составная часть нравственного воспитания» и предполагает выполнение следующих требований:
- Привитие детям необходимых
гигиенических навыков,
- Воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;
- Формирование начальных
элементов трудового
А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка» .
Осознание критериев морали, как отмечал И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека».
С. Г. Якобсон выделял основные задачи по воспитанию морали детей 5-7 лет, такие как:
1. Внесение в образ
– Я ребенка представлений
о себе как о носителе определе
2. Формирование критической
моральной самооценки –
3. Продолжение работы по формированию личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали другими.
4. Продолжение работы
по формированию
5. Формирование опыта
ответственного общения с
Петерина С. В.
считает, что в содержании
По мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества».
Истинная культура
поведения, по ее мнению, есть
органическое единство
3) Содержание понятий "культура общения", "культура деятельности", "культурно-гигиенические навыки"
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Культуру еды часто
относят к гигиеническим
4) Методы и
приемы их формирования с
В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.
Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.
С.В. Петерина с целью формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы.
В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения.
В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка.
В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.
Эффективным методом
уточнения систематизации нравственных
представлений старших
Задачи воспитания культуры поведения в подготовительной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретённый опыт ребёнка не шёл в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений различных жизненных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения.
Литература:
Практическое задание.
Составить план беседы с дошкольниками с учетом возраста детей (возраст по выбору) по теме: "Как вести себя хорошо (нравственно)?" Ответить на вопрос: "Надо ли формировать у дошкольников представления об этикете?" С какого возраста следует начинать.
Конспект занятия-беседы
"Что такое хорошо и что такое плохо"
(подготовительная группа)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Систематизировать представления детей о лучших человеческих качествах: доброте, честности, трудолюбии, вежливости и других.
Учить анализировать ситуации, предложенные воспитателем, характеризовать героев данной ситуации, предлагать свои варианты действий.
Вспомнить пословицы, стихи по теме занятия.
Воспитывать желание поступать соответственно добрым качествам.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
« Дерево» на стене.
Цветы, символизирующие добрые качества.
Иллюстрации из папок « Мое поведение», « Моя семья».
Магнитофон, диск с песней « Если добрый ты».
Ход занятия-беседы:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое « хорошо»? И что такое « плохо»?
У меня секретов нет, слушайте, детишки,
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Вы узнали стихотворение? Как оно называется? Кто его написал?
ДЕТИ:
Стихотворение « Что такое хорошо и что такое плохо?» написал поэт Владимир Маяковский.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, посмотрите, в вашей группе выросло Чудо – дерево! Я скажу вам по секрету: не простые цветы зацветают на нем, не простые плоды созревают на нем. Зацветают и созревают на нем лучшие человеческие качества: доброта, честность, справедливость, трудолюбие, вежливость, скромность, смелость, щедрость. Чтобы увидеть их, чтобы они появились на дереве, надо о них вспомнить и рассказать. Вы хотите увидеть какие цветы появятся на Чудо – дереве? Тогда поговорим об этих качествах подробнее.
Доброта. Поговорим о доброте. Послушайте историю: « Ира пришла в детский сад в новых туфельках. « Какие у тебя туфли красивые!»- сказали дети. « Подумаешь! – сказала Света,- Мне мама еще лучше купит!»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Какие слова в рассказе добрые? Кто их сказал?
Какие слова злые? Кто их сказал?
Как думаете, почему Света так сказала? Что она почувствовала, когда увидела у девочки новые туфли?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Зависть – нехорошее чувство. Друзья должны радоваться успехам и радостям своих товарищей. Если замечаете в себе зависть, гоните ее прочь!