Понятия "культура поведения", "этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ПЕДАГОГИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Какие вы знаете пословицы о доброте?

ДЕТИ:

- От доброго слова  миру светлее.

- Злое слово убивает,  а доброе спасает.

- Жизнь дана на добрые  дела.

- Живи для людей,  поживут и люди для тебя.

- Не смейся над старым, и сам будешь стар.

- Спешите делать добро.

- Доброта спасет мир.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, смотрите! На Чудо – дереве появилась Доброта!

Мы о ней вспомнили, она и распустилась.

ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

У каждого из вас есть картина с изображением ситуации. Я вас попрошу рассмотреть  картину и рассказать, что на ней  происходит, и как вы оцениваете поступки этих людей.

ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ ПО КАРТИНАМ. 

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Давайте дальше говорить о добрых  качествах человеческой души.

Поговорим про честность.

Слово « честность» происходит от слова « честь». В прежние  времена лживых и хитрых людей не уважали и в обществе не принимали. Честный человек старается говорить правду, не берет чужих вещей без разрешения хозяина. Честный человек ведет себя честно, даже когда никто не видит, не слышит.

Послушайте историю:

Ребята взяли в библиотеке книгу и нечаянно ее порвали. Книгу надо возвращать в библиотеку, но за порванную книгу в библиотеке будут ругать. Рома предложил: « Надо завернуть книгу в газету. Никто и не заметит, что книга порвана». Валера сказал: « А давайте скажем, что книга была порвана до нас». Сережа говорит: « Пусть книгу отнесет моя бабушка». А Алеша предложил поступить честно. 

Как поступить честно?

Воспитатель подводит детей  к мысли, что надо подклеить книгу  и извиниться в библиотеке.

НА ЧУДО – ДЕРЕВЕ ЗАЦВЕТАЕТ  ЧЕСТНОСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

А теперь все по порядку  становитесь на зарядку!

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА:

Дети утром рано встали и зарядку делать стали:

Наклонялись, приседали, повороты делали,

И ребята вырастали сильными и смелыми!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Делать зарядку –  это хорошо!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Поговорим о трудолюбии. Что такое трудолюбие? Про какого человека можно сказать: « трудолюбивый»?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ:

- Труд человека красит, а лень портит.

- Маленькое дело лучше  большого безделья.

- Без труда не вынешь  рыбку из пруда.

- Пчела мала, а работает.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Пекарь сапожнику к  сроку сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без  хлеба много ль нашьет, натачает?

Стало быть так и выходит: все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться честно, упорно и дружно!

НА ЧУДО – ДЕРЕВЕ ЗАЦВЕТАЕТ  ТРУДОЛЮБИЕ.

ДЕТИ ЛЮБУЮТСЯ ДЕРЕВОМ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Доброта, честность, трудолюбие, вежливость, скромность, смелость, щедрость. Они украшают не только это дерево, но и душу того человека, у которого есть эти качества. Про такого человека говорят: « Он красив душой!» Эти качества можно в себе воспитать, если делать людям добро, поступать честно, справедливо, трудиться, быть со всеми вежливым и приветливым. В русском языке есть поговорка: « Спешите делать добро».

 

Ответить на вопрос: "Надо ли формировать у  дошкольников представления об этикете?" С какого возраста следует начинать.

Дошкольники - это будущие участники общества. А этикет, как известно, описывает правила и нормы поведения в конкретном обществе. Поэтому формировать у дошкольников представления об этикете крайне необходимо.

Начинать формирование представлений об этикете следует в семье до поступления ребёнка в детский сад. Например, культура поведения за столом начинает воспитываться в человеке уже с 1,5 – 2 лет. А элементарные правила поведения следует прививать ребенку с тех пор, как он начнет осознавать себя.

 

 

Развитие речи.

 

1) Ознакомление  дошкольников с основными языковыми  понятиями. а) ознакомление со  звуковым строением слова. б)  ознакомление детей со слоговым анализом и синтезом слова.

 

а) ознакомление со звуковым строением слова.

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать  звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой  и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в  младших и средней группах, когда  в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых  играх они учатся внятно и четко  произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому  анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем  обучении звуковому анализу, а затем  и чтению.

Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

Для решения задачи подготовки детей  к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а  как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.

При нормальном произнесении слов в  повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения  любых звуков в словах, а не выделения  какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова  песенка начинает употребляться  слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука  в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

Следующий этап работы –  формирование умения называть изолированный  звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для  интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); другой вариант  – большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. (Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные  пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

Одно из пособий –  табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов  и с передвигающейся планкой  того же цветового тона, на конце  которой нарисован синий квадрат – «звук». При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.

При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

Второе пособие –  специально изготовленный прибор, в  котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие  лампочки. Таким образом детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.

Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются  «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова. Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие.

На первом этапе детей  учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Информация о работе Понятия "культура поведения", "этикет"