Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Сам феномен воспитания дан человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений.

Содержание

Введение
1. Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся.
1.1. Сущность воспитания
1.2. Понятие «воспитанность»
1.3. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости
1.4. Уровни воспитанности и воспитуемости
2. Диагностика воспитанности
2.1. Понятие о диагностике воспитанности
2.2. Критерии воспитанности
2.3. Практические методы диагностики
2.4. Регистрация результатов диагностики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контр Работа Понятие о воспитанности и воспитуемости учащихся.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
lign="justify">    Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Диагностика воспитанности 
 

  2.1. Понятие о диагностике воспитанности

  Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

  Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него.

  На  основе анализа результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.

  Данные  диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности; разница между начальным  и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    1. Критерии  воспитанности

  Исходным  моментом в установлении критерия оценки воспитанности являются наивысшие  ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса. Что это  значит для педагога, желающего прослеживать процесс развития своих воспитанников? Это означает, что содержанием организуемых диагностик будут ценностные отношении: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность, эмоциональность, целостность и т. п.

  Чтобы профессионально судить о воспитанности  или невоспитанности детей, следует  обратиться к системе наивысших  ценностей жизни и выявить  реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.

  Учитывая  скачкообразное развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки воспитанности детей в ее динамике.

  Остается  очертить круг наивысших ценностей, которые составляют содержательную сторону диагностирования. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам  Человек. Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а так же сама Жизнь выступают ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность человека. Добро, Истина и Красота – характерологические ценности, определяющие основания человеческой жизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Братство – характерологические ценности, описывающие достойное человека общество. Труд, Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей.

  Можно выделить и более конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, общительность и другие.

В критериях  воспитанности выделено немало различных  характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей.

  При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

        1)  показателем воспитанности  является направленность внимания  ребенка «на объект», «на других  людей», «на себя»; а также выделение  положительной направленности - на  добро, созидание - и отрицательной  - на зло, разрушение;

        2)  показателем воспитанности  является наличие социально значимых  качеств личности. Набор этих  качеств может быть различным  в зависимости от модели выпускника  конкретного учебного заведения.  В качестве ведущих ориентиров  можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

        3)  показателями являются мотивы  поведения воспитанника; знание  воспитанниками в соответствии  с их возрастом норм и правил  поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

          Для диагностики воспитанности  педагог должен использовать  комплекс методов изучения личностных  качеств. Желательно, чтобы применяемая  система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

          Многие из методов не только  позволяют педагогу выявить особенности  проявления того или иного  качества, но и оказывают воспитательный  эффект. Тем более, что результаты  ряда методик можно обсудить  вместе с детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    1.   Методы диагностики

  Инструментальная  часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых  в психологии и педагогике, а также  в других науках.

  Ряд авторов вполне обоснованно объединяют их в три группы:

  - всеобщих,

  - общих (традиционных)

  - специальных (частных) методов  диагностики.

  В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектического материализма – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной действительности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего более глубокого уточнения.

  Реализация  общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить более точные результаты. Они уже достаточно разработаны в теоретическом и прикладном плане и применяются различными категориями педагогов.

  Как показывает практика, наиболее доступным  из них является метод наблюдения, под которым понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющих сделать выводы об уровне его воспитанности.

  Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

  Следующим методом общей группы выступает  метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа объема и качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

  Кроме изложенных методов диагностики  уровня воспитанности человека в  психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

  - метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

  - метод эксперимента проявления уровня воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

  - метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

  - метод независимых характеристик оценочного суждения других лиц об уровне  воспитанности конкретного человека;

  - биографический метод - социально-психологических условий предшествующего периода развития (онтогенеза) человека.

  Применение  общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность  результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.

  Другим  условием повышения достоверности  результатов диагностики воспитанности  выступает применение методов третьей  группы - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека, на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике

  В настоящее время наибольшее распространение  получили адаптированные к российскому  менталитету личностные опросники  зарубежных авторов Г.Айзенка, Р.Кеттела, Дж.Тейлора, Я.Стреляу, а также ряд разработок отечественных психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    1.   Регистрация результатов диагностики.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно  и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

  Некоторыми  педагогами используется шестибалльная  шкала регистрации моральной  воспитанности личности. В ней  три положительные оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности (готовности) и три отрицательные оценки (-1, -2, -3) - степени моральной невоспитанности (запущенности).

  Качественным  оценкам приписываются количественные эквиваленты по следующим критериям:

  • готовность к положительным проявлениям: +1;

  • устремленность к положительным действиям: +2;

  • устойчивость, активность при совершении положительных действий: +3;

  • готовность к отрицательным проявлениям:-1;

  • устремленность к отрицательным  действиям: -2;

  • антиобщественное поведение: -3.

  Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся