Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:
-дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

Содержание

1 Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе 3
2 Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников 12
3 План-конспект логопедического занятия по теме "Звук Т" 20
Список литературы 24
Приложение 25

Работа содержит 1 файл

контрольная логопедия ФФСР.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
fy">     "Откроем дверь".

     Чтобы открыть дверь, нужно произнести волшебные слова: тук, тук, тук - дверь  отопрись, тук, тук, тук - дверь отворись.

     Дети  произносят хором. Дверь не открывается. Дети подсказывают еще одно волшебное  слово - пожалуйста.

     Дверь открывается. Логопед достает куклу-царевну.

     "Правду  молвить, молодица

     Уж  и впрямь была царица.

     Высока, стройна, бела.

     И умом и всем взяла".

     Итог  занятия. 

 

Список  литературы

 
 
      
  1. Жукова  Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  2. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов /  Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – В 2-х книгах. Книга II. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. – 198с.
  3. Мещерякова Л.В. нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. - №4. – с.42-47
  4. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М.: А.П.О., 1993. – 57с.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 192 с.
  6. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – 304 с.
  7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000. – 148 с.

 

Приложение

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 

     Обследование  детей (сентябрь)

     Обследование  состояния речи и неречевых психических  функций.

     Выявление структуры и механизма речевых  нарушений.

     Заполнение  речевых карт на каждого ребенка.

     I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (октябрь, ноябрь, декабрь)

     Развитие  общих речевых навыков

     Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

     Обучение  детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

     Работа  по формированию диафрагмального дыхания.

     Работа  над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

     Звукопроизношение

     Разработка  речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной  артикуляционной гимнастики).

     Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков [м] - [м'], [б] - [б'], [д] - [д'], [н] - [н'], [в] - [в'], [г] - [г'], [п] - [п'], [т] - [т']; [ф] - [ф'], [к] - [к'], [х] - [х'].

     Постановка  и первоначальное закрепление неправильно  произносимых и отсутствующих в  произношении детей звуков (индивидуальная работа).

     Работа  над слоговой структурой слова

     (индивидуально,  на материале правильно произносимых

     данным  ребенком звуков)

     Работа  над односложными словами со стечением  согласных в начале и в конце  слова (стол, мост).

     Работа  над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

     Работа  над трехсложными словами без  стечения согласных (малина, василек).

     Развитие  языкового анализа, синтеза, представлений

     (фонематического,  слогового, анализа предложения)

     Развитие  слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

     Знакомство  с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

     Анализ  и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных  звуков (ау, уа, оуэ и др.)

     Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

     Подбор  слов на гласные звуки.

     Знакомство  с согласными звуками: [м] - [м'], [б] - [б'], [д] - [д'], [н] - [н'], [в] - [в'], [г] - [г'], [п] - [п'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [к] - [к'], [х] - [х'].

     Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

     Знакомство  с понятиями "гласный звук" и "согласный звук", "звук" и "буква", "твердый согласный  звук" и "мягкий согласный звук".

     Анализ  обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т.п.)

     Полный  звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т.п.)

     Знакомство  с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

     Выкладывание  из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

     Лексика

     Расширение и уточнение словаря по темам "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Грибы", "Игрушки", "Деревья", "Перелетные птицы", "Дикие животные", "Посуда", "Продукты", "Мебель", "Зима", "Новогодний праздник".

     Грамматический  строй речи (по лексическим темам  I периода обучения)

     Отработка падежных окончаний имен существительных  единственного числа.

     Преобразование  существительных в именительном падеже единственного числа во множественное  число.

     Согласование  глаголов с существительными единственного  и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

     Согласование  существительных с прилагательными  в роде, числе, падеже.

     Согласование  существительных с притяжательными  местоимениями мой, моя, мое, мои.

     Образование существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами по теме "Овощи, фрукты" и т.п.

     Согласование  числительных два и пять с существительными.

     Развитие  связной речи

     Составление простых распространенных предложений.

     Обучение  умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

     Обучение  составлению описательных рассказов по темам: "Овощи", "Фрукты", "Ягоды", "Деревья", "Перелетные птицы", "Дикие животные", "Посуда", "Мебель".

     Работа  над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

     Обучение  пересказу небольших рассказов  и сказок (дословный и свободный пересказ).

     Развитие  мелкой моторики

     Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

     Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

     Работа  со шнуровкой и мелкой мозаикой.

     Печатание пройденных букв в тетрадях.

     II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (январь, февраль, март)

     Развитие  общих речевых навыков

     Продолжить  работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

     Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

     Звукопроизношение

     Продолжить  работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей  звуков (индивидуальная работа).

     Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

     Работа  над слоговой структурой слова

     (индивидуально,  на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

     Работа  над структурой слов со стечением  согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

     Работа  над слоговой структурой трехсложных  слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

     Развитие  языкового анализа, синтеза, представлений

     Знакомство  со звуками [с] - [с'] 5 [з] - [з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

     Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

     Учить детей различать на слух твердые  и мягкие согласные (при составлении  схемы слова обозначать твердые  согласные синим, а мягкие зеленым  цветом).

     Учить детей преобразовывать слова  путем замены или добавления звука.

     Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия "слово", "слог как часть  слова".

     Знакомство  с понятием "предложение", составление  графической схемы предложений  без предлогов, а затем с простыми предлогами ( - -).

     Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

     а) раздельное написание слов в предложении;

     б) точка в конце предложения;

     в) употребление заглавной буквы в  начале предложения и в собственных

     именах;

     г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

     Продолжить  знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

     Обучить послоговому чтению слов.

     Лексика

     Расширение  и уточнение словаря по темам: "Зима", "Зимние забавы", "Зимующие птицы", "Дикие животные", "Животные севера", "Животные жарких стран", "Одежда", "Обувь", "Головные уборы", "День Защитника Отечества", "Семья", "Праздник 8 Марта", "Профессии наших мам", "Транспорт" (наземный, подземный, водный, воздушный).

     Грамматический  строй речи

     Закрепление употребления падежных окончаний существительных  в единственном и множественном числе.

     Согласование  прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

     Согласование  существительных с числительными.

     Образование названий детенышей животных.

     Образование притяжательных прилагательных, образование  относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

     Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

     Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Информация о работе Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе