Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:
-дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

Содержание

1 Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе 3
2 Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников 12
3 План-конспект логопедического занятия по теме "Звук Т" 20
Список литературы 24
Приложение 25

Работа содержит 1 файл

контрольная логопедия ФФСР.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     К примеру, в игре "Ателье" ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: "Я хочу заказать платье из шелка"; получив "готовое" платье (в карточку-конверт  с вырезанным по контуру силуэтом платья "закройщиком" вставляется  образец соответствующей ткани), ребенок говорит: "У меня шелковое платье".

     Нередко в занятия включаются фрагменты  сюжетной игры, что связано с реализацией  коррекционных задач логопедического  занятия. Так, например, в игре "Строители" каждый из детей участвует в строительстве  дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании "строительства" дороги логопед предлагает детям построить гараж для машин и поиграть в свободное время. В игре "Разные билеты" дети-"кассиры" выдают проездные билеты необычным пассажирам - животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных.

     При планировании логопедических занятий  важно предусмотреть возможности  выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли.

     В качестве примера приведем описание игры "В магазине".

     Цель: упражнять детей в выделении и правильном произношении слов с заданным звуком; продолжить работу по развитию диалогической речи детей.

     Оборудование: разнообразные предметы, игрушки ("товары"); стол.

     Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть "в магазин". На "прилавке" магазина раскладываются разнообразные предметы. Логопед - продавец. Он объясняет детям, что магазин "волшебный". Сегодня в нем продаются только те товары, в названиях которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать "товар". Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

     Одним из необходимых элементов любого фронтального логопедического занятия  являются физкультминутки. В качестве физкультминуток или самостоятельной  части занятия мы использовали разнообразные  подвижные игры. При этом логопед  с учетом состояния детей (прежде всего степени их утомленности) может включать или не включать дидактическую задачу в процесс проведения подвижной игры. На наш взгляд, целесообразно предусматривать разные варианты организации и проведения физкультминуток в процессе логопедического занятия и оперативно выбирать тот или иной вариант. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу в контексте физкультминутки и активно участвуют в соответствующей подвижной игре.

     Приведем  примеры нескольких подвижных игр, используемых нами в качестве физкультминуток.

     Игра "Перебеги дорогу".

     Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

     Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

     Игра "Найди свой домик".

     Оборудование: три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

     Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

     Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".

     Игра "Перейди через  болото".

     Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

     Оборудование: большие зеленые круги ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч).

     Ход игры. На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

     Игра "Собери букет".

     Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

     Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква.

     Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает "букет". Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

     Таким образом, разнообразные виды игр  и их фрагменты, отдельные игровые  ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных  занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое "игровое поле". При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.

 

3 План-конспект  логопедического  занятия по теме "Звук  Т"

 
 

     Тема: "Звук "т".

     Цель:

     тренировать детей в произнесении слогов, слов, предложений со звуком "т";

     упражнять детей в выделении звука "т" из ряда других согласных;

     тренировать детей в опознании звука "т" в слове;

     развивать умение детей осуществлять выбор  слов со звуком "т" в конце;

     упражнять детей в образовании формы  множественного числа существительных;

     учить употреблять предл. п. сущ. с предлогом "на";

     упражнять в составлении предложений по демонстрации действий и из опыта;

     закреплять  обобщающее понятие "транспорт";

     развивать слуховое внимание, память, мышление.

     Оборудование: кукла-царевна, кукла-богатырь, кубики, картинки для работы на доске, квадраты - красный и синий, буквы, ворота из картона, замок с приклеенными 2-мя белыми квадратиками, наборное полотно (2 шт), рисунок - змей Горыныч, рисунок - речка с берегами.

     Ход занятия.

     1. Организационный момент.

     2. Введение в тему.

     В некотором царстве, в некотором  государстве жил-был царь. У него была дочь - царевна Тома, прекраснее которой не было на всем белом свете. Узнал об этом злой волшебник, прилетел и унес прекрасную царевну. Опечалился царь, никто ему не мог помочь. Но вот однажды к нему пришел богатырь. (Показать куклу-богатыря).

     Он  вызвался найти пропавшую царевну. Имя у него было красивое и необыкновенное - Пересвет.

     Какой последний звук в этом слове?

     "Т".

     Логопед уточняет артикуляцию звука "т", дети определяют гласный или согласный  это звук.

     Этот  звук будет помогать в поисках  царевны.

     "Повтори  песенку богатыря". Богатырь пошел  по дороге и запел песенку:  та - то - ту - ты - та - то (дети повторяют ряд слогов).

     "Помоги  богатырю перейти болото". Богатырь  подошел к болоту, нужно помочь  ему перейти его. Богатырь будет  прыгать с кочки на кочку  только тогда, когда вы хлопните, а хлопать будете, когда услышите  звук "т".

     (т  - д - п - к - …)

     "Поможем  богатырю выйти из леса". На  доске стенд с картинками, часть  из которых имеет в названии  звук "т".

     Богатырь  заблудился в густом лесу. Там много  разных картинок. (Дети называют картинки).

     Выйти из леса нам помогут картинки, в названии которых есть звук "т". (Дети называют нужные картинки и соединяют их между собой фломастером).

     "Построим  мост", (на доске рисунок - река  с берегами). Перед богатырем - река. Что нужно сделать, чтобы  перейти через неё? Вы узнаете  это, если отгадаете загадку: Я на том берегу, Я на этом берегу, Через речку перебраться Я тебе помогу.

     (Мост)

     Есть  ли звук "т" в слове "мост"?

     Он  стоит в начале или в конце?

     Мы  будем строить мост из картинок, но нам подойдут только картинки, в  названии которых звук "т" - последний.

     Дети  выбирают из картинок со звуком "т" только те, в названии которых звук "т" - стоит в конце.

     "Запомни  и назови".

     Туман закрыл все картинки, из которых  построен мост. Логопед закрывает  картинки листом белой бумаги. Дети по памяти называют картинки в нужной последовательности.

     "Открой  замок".

     Богатырь  оказался перед воротами в волшебное  царство. На воротах - замок. Надо его  открыть.

     Ветерок поет: УТ.

     Дети  выкладывают схему слога из цветных  квадратиков на столах и на замке.

     Дети  определяют сколько звуков слышали, какой 1 - и, 2-й, каким квадратиком обозначаем 1 - и, 2-й звук, почему?

     Дети  выкладывают слог из букв и читают его. Замок открывается.

     Физкультминутка. "Большие ноги - маленькие ноги".

     "Большие  ноги" - дети идут высоко поднимая  колени. "Маленькие ноги" - дети бегут мелкими шажками.

     "Накорми  змея Горыныча". На доске рисунок.

     Дорогу  охраняет змей Горыныч. Он злой и голодный. У него есть продукты, но всего по 1 предмету. Нужно превратить 1 предмет  во много.

     На  столе тарелка (тарелки). В вазе конфета (конфеты). На тарелке котлета (котлеты). На тарелке ватрушка (ватрушки). На тарелке бисквит (бисквиты). В корзине тыква (тыквы). В клетке петух (петухи). На столе салат (салаты). На полке компот (компоты).

     Логопед называет предмет в единственном числе, дети - во множественном числе.

     "Выбери  транспорт для богатыря".

     "Скоро  сказка сказывается, да не скоро  дело делается". Устал богатырь. На чем бы ему побыстрее  до места добраться?

     На  чем можно ездить? (у детей на столах картинки транспорта). Каждый по своей картинке: Можно ездить на автобусе. Можно ездить на самолете... ... ... .

     Дети  называют обобщающее понятие - транспорт.

     Логопед называет ряд слов: трамвай, катер, ковер-самолет, мотоцикл.

     Какой вид транспорта подойдет для богатыря?

     Ковер-самолет.

     Почему?

     "Построим  башню".

     Царевна спрятана на самой верхушке скалы. Надо построить башню из кубиков. Кубик можно поставить тогда, когда назовете, что умеет делать царевна Тома.

     Первые  два предложения дети составляют по демонстрации действий.

     Тома  умеет шить. Тома умеет танцевать... ... ... ... ... .

Информация о работе Понятие фонетико-фонематического строя речи в психолого-педагогической литературе и его развитие в онтогенезе