Понятие аналитической компетентности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть научные психолого-педагогические подходы к понятию аналитической компетентности.
Задачи работы:
- определить сущность компетентностного подхода к педагогической деятельности;
- определить понятие профессиональной компетентности педагога;
- рассмотреть различные взгляды на аналитическую компетентность в педагогической деятельности;
- определить практическое значение аналитической компетентности в деятельности педагога.

Содержание

Введение 3
1.Психолого-педагогические основы понятия педагогической компетентности 4
1.1Сущность компетентностного подхода к педагогической деятельности 4
1.2 Профессиональная компетентность педагога 7
2. Аналитическая компетентность в контексте педагогической деятельности 14
2.1Понятие аналитической компетентности в научных исследованиях 14
2.2Практическое значение аналитической компетентности педагога 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Понятие аналитической компетентности педагога.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Понятие аналитической компетентности педагога

     

     Содержание 

     
 
Введение

 

     Актуальность  работы обусловлена возрастающим значением  ценностной переориентации в формировании нового подхода к профессиональной педагогической деятельности.

     На  сегодняшний день общеизвестно, что существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

     Развитие  образования делает всё более  актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его  профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110].

     В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме компетентности и профессионализма, перед нами встала проблема содержания аналитической компетентности педагога, так как она является основой профессиональной компетентности педагога.

     Цель работы: рассмотреть научные психолого-педагогические подходы к понятию аналитической компетентности.

     Задачи работы:

     -  определить сущность компетентностного подхода к педагогической деятельности;

     -  определить понятие профессиональной компетентности педагога;

     -  рассмотреть различные взгляды на аналитическую компетентность в педагогической деятельности;

     - определить практическое значение аналитической компетентности в деятельности педагога.

 

      1.Психолого-педагогические  основы понятия  педагогической компетентности

     1.1Сущность компетентностного подхода к педагогической деятельности

 

     Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.

     В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования. [3;45]

     Компетентностный  подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы  с преимущественной трансляцией  знаний, формированием навыков на создание условий для овладения  комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

     Проблема  повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей. [6;11]

     В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [10;58]

     Отличают  синонимически используемые понятия  «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:

     - компетенция – включает совокупность  взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов  деятельности), задаваемых по отношению  к определенному кругу предметов  и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

     - компетентность – владение, обладание  человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение  к ней и предмету деятельности.

     В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении» [15, 23].

     Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может  быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.

     Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

     Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

     Международная Комиссия по образованию пришла к  выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет  зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.

     Рассмотрев  перспективы развития образования  в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.

     В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств  и свойств личности, необходимых  для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).

     В настоящий период получает распространение  следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.

1.2 Профессиональная  компетентность педагога

 

     Рассматривая  проблему компетентности, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия ее формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия "профессиональная компетентность". Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как "углубленное знание", "состояние адекватного выполнения задачи", "способность к актуальному выполнению деятельности", "эффективность действий".

     Одним из наиболее распространенных определений  рассматриваемого термина в отечественной  психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. [14;42]

     Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

     Педагогическая  компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих  ему свободно ориентироваться в  динамично меняющемся социуме, в  вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

     Важное  место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как  профессионализм – концентрированный  показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.

     Актуальные  проблемы развития профессиональной компетентности связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

     Важное  значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные  направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

     По  мнению исследователей, профессионализм  педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные  и воспитательные задачи. [14;39]

     Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:

     специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;

     методическая  компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;

     социально-психологическая компетентность в сфере общения;

     дифференциально-психологическая  компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.

     Компетентностная  готовность педагога к реализации деятельности включает:

     его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

     его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные  системы педагогических действий);

     его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Информация о работе Понятие аналитической компетентности педагога