Поисковая деятельность как средство познавательного развития дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Классификация наблюдений и экспериментов. ……………………..4
Требования к объектам детского экспериментирования……………7
Методические особенности подготовки и проведения руководства поисковой деятельности в различных возрастных группах……..….10

Вывод…………………………………………………………….…..…13

Литература…………………………………………………………...…14

Приложение……………………………………………………..…...…15

Работа содержит 1 файл

Тольяттинский государственный университет 3.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

5. Аналогичные требования предъявляются  и к эстетической стороне объектов. Красивый объект, оказывая положительное  эмоциональное воздействие на  ребенка, вызывает у него желание  общаться как можно дольше. Однако  в природоведении категория «красивый»  является не только эстетической, но и биологической. Она становится  синонимом понятия «гармония  в природе». Размер, форма, цвет, соотношение  частей — все эти признаки  обеспечивают приспособление организмов  к среде обитания. Чем ближе  они к идеальному варианту, тем  более красивыми кажутся нам животные и растения.

В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно по­падают три категории  организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены  уничтожать по соображениям гигиены  или как вредителей сельского  хозяйства (тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем  представлении ассоциируются с  отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).

На самом деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в течение миллионов  лет эволюции, и в результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической  точки зрения очень красивые. Дети за время пребывания в детском  саду должны научиться видеть красоту  всех живых организмов и не делить на красивых и некрасивых.

По-иному воспринимаются нарушения  внешнего вида больных и калек. Они  на самом деле некрасивы — некрасивы  в том смысле, что плохо приспособлены  к среде обитания, следовательно, негармоничны. Так, растения, растущие на неудобренной почве, имеют мелкие бледно окрашенные листья, уродливые  цветы, деформированные плоды. У  больного животного слезятся глаза, выпадает шерсть, выпирают кости. Так  же выглядит и голодающее животное. По отношению к таким объектам воспитатель должен стремиться вызвать  не отвращение, а сочувствие, научить  видеть за уродством страдание и, что самое главное, должен  сформировать у детей желание сделать чудо — путем заботливого ухода  превратить некрасивое в красивое.

В этом отношении показателен опыт детских учреждений Гер­мании. Здесь  широко практикуется воспитание детей-инвалидов  в обычных детских садах. После  глубокого изучения проблемы там  сочли необходимым отказаться от специализированных учреждений для  дефективных детей. Это оказалось  полезным и для инвалидов, и для  здоровых. У первых облегчается задача социальной адаптации, у вторых вырабатываются такие качества, как заботливость, умение своевременно прийти на помощь, формируются практические навыки по уходу за больными. В отсутствие ребенка-инвалида дети и педагоги часто  обсуждают между собой вопрос: «Хорошо ли ему с нами? Все ли мы делаем, чтобы ему было хорошо?»  Такая практическая деятельность намного  полез­нее, чем десятки рассказов  и бесед на морально-этические темы.

6. Часто встречающиеся представления  о том, что объекты наблюдения  должны соответствовать возрастным  особенностям детей, в подавляющем  большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи— другому. Программа экологического образования дошкольников построена по кон­центрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно, и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое. Например, ребенок первого года жизни будет с удовольствием рассматривать голубей, сидя на руках у взрослого; в два-три года он научится отличать голубей от других птиц; еще через год впервые начнет подкармливать крошками хлеба; в средней и старшей группах изучит повадки и поведение; в подготовительной заинтересуется механизмами полета, вопросами охраны природы.

Таким образом, за редким исключением, нет и не может быть никаких  возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся  понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или  иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями  он способен овладеть.

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

      3. Методические особенности подготовки и проведения руководства поисковой деятельности в различных возрастных группах.

 

     Форма, в которой  изложено содержание педагогической  деятельности (название раздела  информационного блока, соответствующая  задача, название исследовательской  деятельности, перечень необходимых  материалов и оборудования, вид  моделей), позволяет педагогу легко  ориентироваться в материале  программы при выборе тем, конкретных  опытов, экспериментов, преобразований, т.е. она удобна для планирования  содержания педагогической деятельности  и организации развивающей среды  (материальной базы).

Вместе с тем организация  образовательной работы по программе  имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для  ее реализации. В частности, она определяет задачи по блокам деятельности.

     Цель информационного  блока – помочь ребенку получить  первоначальные представления об  окружающем мире с последующим  их углублением в ходе поисковой  деятельности. Действительность предстает  перед детьми в форме «ясных»  и «неясных» знаний (Н.Н. Поддьяков). Противоречия, возникающие между  этими двумя областями, стимулируют  их активность. Для поддержания  ее на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных» знаний  опережал рост «ясных». С этой  целью предполагается использовать  чтение художественной литературы  познавательного характера,  наблюдения, накопления познавательного опыта.  Таким образом, ребенок должен  продвинуться от эмпирических  знаний к теоретическим, от  объективных к субъективным, от  зоны ближайшего к зоне актуального  развития (Л.С. Выготский).

Для реализации этого блока необходимо использовать организованное обучение (знания, экскурсии), совместную деятельность воспитателя и ребенка (чтение, беседы, просмотр кино- и диафильмов), самостоятельную  деятельность детей (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и  т.д.). приоритетным являются опосредованные способы взаимодействия вместе, на равных, как партнеры.

     Цель действенно-мыслительного  блока -  обеспечить присвоение  детьми средств познавательной  деятельности, которые дают им  возможность самостоятельно анализировать,  делать выводы, организовывать собственную  деятельность. Сначала необходимо  определить, какие действия будут  включены в педагогический процесс.  По определению А.Н. Леонтьева,  действия – это процесс, подчиненный  представлениям о том результате, который должен быть достигнут.  В действенно-мыслительный блок  включены практические, внешние  материальные действия, вызывающие  те или иные преобразования. В  зависимости от направленности  их можно разделить на группы:

1) для получения познавательного эффекта.

2) для достижения определенного практического эффекта.

Кроме того, действенно-мыслительный блок представлен моделированием. Моделирование - вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л.А. Венгер). Источником данного процесса служит моделирующий характер детской  деятельности. Работу следует направлять на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

- конкретными (отражающими структуру  отдельного объекта);

- обобщенными (обобщающими структуру  класса объектов);

- условно-символическими (передающие не наглядные отношения).

     Усложнение в работе  с моделями определяется:

- действиями с моделями;

-  характером моделей;

- содержанием моделей.

     Действия с моделями  осуществляются в такой последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются  детям в готовом виде, затем  дети придумывают условные заместители  самостоятельно);

- использование готовых моделей  (с 4 лет);

- построение моделей: по условиям, собственному замыслу, реальной  ситуации (старший дошкольный возраст).

     В младшем и среднем  возрасте фактически осуществляется  лишь подготовка к освоению  действий наглядного моделирования.  Дети овладевают преимущественно  разрозненными действиями замещения  и использования простейших моделей  в их внешней форме. Если  вначале идет моделирование отдельных  конкретных действий, то в дальнейшем  создаются модели, имеющие обобщенный  смысл, отражающие существенные  черты объектов и ситуаций, т.е.  модели деятельности. В программе  используются пиктограммы, алгоритмы  деятельности, схемы и т.д. Реализация  действительно-мыслительного блока  программы позволяет дошкольнику  целенаправленно овладевать разнообразными  средствами познавательной деятельности.

     Цель блока преобразования  – создание условий для реализации  детьми системных знаний в  продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

     Отношение – форма  поведения, которая выражается, прежде  всего, в реализации знаний, чувств в деятельности.

     Творчество – качество  личности, лежащее в основе формирования  разных способностей, особое отношение к окружающему миру.

     Основным показателям  творческого отношения дошкольника  к миру авторы считают его  стремление к преобразующей деятельности, когда ребенок может участвовать  в совершенствовании окружающего.  Этому способствует опора на  актуальные потребности детей  (желание участвовать в эстетическом  и функциональном преобразовании  предметов, явлений).

 

     Наиболее важным компонентом  творческого отношения к миру  является его эмоционально-мотивационная  основа. Поэтому необходимо использовать  эмоционально насыщенный материал  для практических преобразований, что в свою очередь активизирует  развитие новых мотивов в деятельности. Представления детей, обобщенные  умения, направленные на рассмотрение  окружающих явлений в их зависимости,  сформированные в ходе поисковой  деятельности, способствуют развитию  перспективного взгляда на окружающую  действительность, т.е. прогнозированию  изменения предметов и событий.  Следовательно, ребенок поднимается  на новую ступень своего развития  и занимает позицию преобразователя  (О.В. Дыбина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Вывод.

Проблема формирования и развития исследовательской деятельности у  детей старшего дошкольного возраста рассматривалась и изучалась  многими исследователями. Уже в XIX в. признаются способности ребенка. Но в XXв. педагогики и психологи обращаются к личностным особенностям ребенка, выделяют этапы его развития и накопление индивидуального опыта в деятельности. Ребенок способен к саморазвитию, обладает естественными задатками и врожденным любопытством. От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит переход от потенциальных возможностей личности в разносторонние творческие способности.

В своей работе мы искали ответы на поставленные вопросы, такие как:

1.Классификация наблюдений и экспериментов.

2.Требования к объектам детского  экспериментирования.

3. Методические особенности подготовки и проведения руководства поисковой деятельности в различных возрастных группах.

 Отвечая на данные задачи, мы использовали мнения Дыбиной  О.В. которая издала  программу  для ДОУ «Ребенок в мире  поиска»  и еще очень много  известных и полезных книг  для воспитателей и родителей. 

Подробные и тщательные ответы на поставленные вопросы позволяют  нам сделать вывод о том, что  микротема  « Методика организации  поисковой деятельности детей дошкольного  возраста» была полностью раскрыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература.

1. Организация экспериментальной  деятельности дошкольников:      Методические рекомендации./Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М: АРТИ, 2005 – 64с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: Аркти, 2005.

3. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность // Игра и дети. 2006. №4.

4. Атемаскина Ю.В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2008. №3.

5. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 2001.

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2011.

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Подьяков Н.Н., Щетинина В.В.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности  детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ "Сфера", 2009.- 64с.

8. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Приложения.

                                                 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение №1.

                              Проект  «Познай себя » для детей 6-7 лет.

Информация о работе Поисковая деятельность как средство познавательного развития дошкольника