Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:07, контрольная работа
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Введение………………………………………………………………...3
Классификация наблюдений и экспериментов. ……………………..4
Требования к объектам детского экспериментирования……………7
Методические особенности подготовки и проведения руководства поисковой деятельности в различных возрастных группах……..….10
Вывод…………………………………………………………….…..…13
Литература…………………………………………………………...…14
Приложение……………………………………………………..…...…15
Тольяттинский государственный университет
Заочное отделение
_______Гуманитарно-
(институт)
Контрольная работа
по Познавательное развитие дошкольников
на
тему Поисковая деятельность как средство
познавательного развития дошкольника
студента (-ки) группы __________ПЕДбз-401
___________________________
Ф.И.О. студента (-ки)
Преподаватель
Оценка________________________
Регистрационный номер____________дата_________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………….…
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Развитие познавательного
Интенсивное изменение окружающей
жизни, активное проникновение научно-
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является детское экспериментирование. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Сегодня метод эксперимента активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Метод экспериментирования можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В эксперименте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментной деятельности является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
1.Классификация наблюдений и экспериментов.
Эксперименты можно
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке;
— в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
— случайные;
— запланированные;
— поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, классифицируют по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.
1. По частоте наблюдения делятся
на постоянные, повторные и однократные.
Постоянным наблюдением
2. По объему охвата объекта
различают сплошные и
Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп.
При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта.
Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении ка-кого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой.
Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким спо-собом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной груп-пы.
В сопоставительно-
Например: из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого характеризуется вся группа.
При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых.
Так, например, не подвергаются наблюдению отстающие по всем предме-там и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблю-дения. Этот вид наблюдения применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям.
Выборочным наблюдением
3. По способу получения сведений
наблюдения можно подразделить
на непосредственные и
Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
Так, например, мы не можем непосредственно
видеть процесс мышления учащихся,
но на основе хода решения задач
можно сделать вывод о
4. В зависимости от того, проводит
ли наблюдение постороннее
Положительной стороной самонаблюдения
является то, что урок проходит в
нормальных условиях без присутствия
постороннего лица, к тому же учитель
часто способен лучше, чем посторонний
наблюдатель, анализировать свою деятельность.
Недостаток такого наблюдения состоит
в том, что субъективное отношение
наблюдателя к тому или другому
явлению может оказать влияние
на результаты наблюдения. Кроме того,
поскольку наблюдатель-учитель
2.Требования к объектам детского экспериментирования.
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.
1. Главным является требование
максимального соответствия из
2. Вторым по важности
Например, если вокруг участка детского
сада растут дурман или белена, в
лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель
обязан познакомить детей с ними
для предотвращения несчастного
случая. В данной ситуации нельзя заменять
натуральные объекты
3. Категорически запрещается
4. Желательно, чтобы объект, выбранный
для экспериментирования, был
типичным для данной группы
объектов и содержал все
Однако из этого правила есть исключения. Если ребенок из добрых побуждений принес в группу дефективное или больное животное, недопустимо его выбрасывать, обрекая тем самым на гибель. Этим поступком взрослый, с одной стороны, дает детям пример жестокого обращения со слабым существом, с другой — повышает риск заражения ребенка, так как почти наверняка тот будет стараться найти животное и ухаживать за ним в тайне от взрослых. Опытный педагог всегда найдет способ похвалить ребенка за добрый поступок и под предлогом охраны здоровья животного примет меры по его изоляции. В дальнейшем он выберет оптимальный вариант решения возникшей проблемы в зависимости от конкретных условий, вплоть до уничтожения животного, но сделает это так, чтобы дети ничего плохого не заподозрили.
Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту. В данном примере не следует представлять себе только животных-калек. Это могут быть сломанные веточки, растения, засыхающие от нехватки воды, проростки, пробивающиеся из-под камня; во всех этих случаях дети, осознав причины дефективности, могут оказать объектам вполне реальную помощь.
Информация о работе Поисковая деятельность как средство познавательного развития дошкольника