Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:41, курсовая работа
Объект исследования: подготовка молодых людей к семейной жизни.
Предмет исследования: сущность, содержание и основные направления по подготовке.
Цель курсовой работы - раскрыть основные социально-педагогические проблемы подготовки молодых людей к семейной жизни.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные подходы к подготовке молодых людей к семейной жизни …………………………………………….......................................................6
2.Факторы существенно влияющие на формирование отношения молодых людей к семейной жизни…………………………………………………....15
3. Основные направления, способствующие решению проблемы……………………………………………………………………..21
Заключение…...……………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Важнейшим звеном системы образования по праву считается общеобразовательная школа, поскольку именно на школьный период (6 – 18 лет) приходится формирование личности человека, его жизненных установок и ценностных ориентиров. Большая работа школ направлена на то, чтобы помочь каждому ребенку выйти во взрослую жизнь сознательным гражданином, полноправным членом свободного общества, способным применить полученные знания на практике. Общеобразовательная школа выполняет двойную роль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне учебного процесса; социально-психологическую группу, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение определяет возможности реализации школьниками своей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этих проявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.
В школе дети приобретают институционализированные жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе, в силу своей институциональности и традиционности, отражающиеся негативно в неуспеваемости ориентированности на современные социально-политические изменения. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни.
Главное усилие школы, направлены не на попытку подменить влияние семьи, а на то, чтобы деятельность ее способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего микроклимата в социуме. Отсюда – три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества в системе социального воспитания:
Важнейшими направлениями реализации государственной молодежной политики являются: организация трудоустройства и вторичной занятости молодежи, развитие профессиональной ориентации молодежи; пропаганда здорового образа жизни и развитие массового спорта среди детей, подростков и молодежи; воспитание гражданственности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения; поддержка талантливой молодежи; активное участие молодых людей в благоустройстве и наведении порядка на земле; осуществление ряда мер по улучшению демографической ситуации в республике.
Базовое образование для всех является важнейшим компонентом программ социального развития. Подготовка молодых мужчин и женщин к будущей работе, участию в жизни общества, созданию семьи, адаптации к изменяющимся экономическим и социальным условиям все в большей мере требует повышения уровня образования молодых людей.
Системы образования должны способствовать повышению качества жизни на протяжении всего жизненного цикла людей. И практически все общества должны изменить мировоззрение и свои социальные устои таким образом, чтобы они способствовали обеспечению равенства мужчин и женщин, их полноценному участию в жизни общества.
Семейная политика государства.
С целью помощи в социальной адаптации и готовности к браку для старшеклассников и студентов осуществляется программа подготовки к семейной жизни. Содержание программы определяется социально-психологическим запросом, который выявляется в ходе социально-психологического мониторинга, который проводится два раза в год в масштабах города и областей. Реализация программы создает условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.
Одной из форм реализации программы является проведение "Дня семьи", который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения видоизменяются в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но основные элементы сохраняются постоянно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).
Программа подготовки является многосторонней и предусматривает приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне. "День семьи" остается одним из самых ярких воспоминаний смены и является одним из этапов подготовки молодежи к семейной жизни, которая осуществляется в рамках городской молодежной политики.
Широко используются средства массовой информации (телевидение, печать, радио) по вопросам общественного здоровья.
В работе с населением отработаны и внедрены новые технологии: индивидуальное консультирование (с участием специалистов акушер-гинеколог, сексопатолог, нарколог, психолог, педиатр и др.), работа с целевыми группами в рамках проведения Международных, Всемирных и единых дней здоровья.
Показателями
действенности таких мер в
перспективе, как свидетельствует
мировая практика, являются повышение
уровня рождаемости до простого замещения
поколений и дальнейшая стабилизация
этого процесса, а также значительное
уменьшение числа абортов, уменьшение
разводов и доли неполных семей.
3. Основные направления, способствующие решению проблемы.
Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. Важнейшие проблемы молодых людей это-
• неготовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;
• непонимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
• отсутствие стремления к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
• неумение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:
• коммуникативные умения;
• владение психотехникой общения и саморегуляции;
• психологическую поддержку;
• добродушие и отходчивость в ссоре;
• терпимость к недостаткам другого;
• умение преодолевать конфликтные ситуации;
• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;
• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.
Добавим сюда еще умение прощать.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов.
В целом, можно выделить ряд проблем, связанных с неготовностью молодых людей к полноценной семейной жизни. Отмечается, что:
Для решения этих проблем предлагается усилить социализирующую роль отца в семье, предоставив семейным мужчинам, имеющим детей, гарантированную работу и достойную оплату или соответствующие государственные дотации на содержание семьи, сменить ориентацию деятельности учреждений социальной защиты с пропагандирующей и ознакомительной на реальную помощь молодым семьям, раскрыть перед молодыми людьми ценностное значение различных нормативных систем социального регулирования поведения человека, поддерживать материнство на государственном уровне.
В школах, средних и высших учебных заведениях необходимо усилить проведение воспитательной работы, в том числе ввести курсы по подготовке к семейной жизни. Отмечается необходимость исходить из принципа первичности роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Учреждениям системы образования нужно строить свою деятельность, исходя из задач сохранения, укрепления и развития традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной семьи, оказывая ей содействие в интеллектуальном, физическом, личностном развитии ребенка, его духовном становлении, в повышении психолого-педагогической компетенции семьи, в укреплении авторитета родителей.
Особое
внимание всем социальным
Особый раздел подготовки семьянина — воспитание чадолюбия. Показано, что оно является индикатором стратегии репродуктивного поведения и определяется во многом неосознаваемыми установками, которые при расхождении с декларируемыми мнениями могут приводить к расхождению желаемого и реального числа детей. Особое значение обретает воспитание у девочек адекватных установок материнства.
Таким
образом, подготовка молодежи к семейной
жизни представляет собой комплекс всесторонних
взаимодействий с родителями, учителями,
сверстниками, с другими людьми, со средствами
культуры и массовой информации, в результате
которых происходит осознание особенностей
брачно-семейных взаимоотношений, развитие
соответствующих чувств, формирование
представлений, взглядов, убеждений, качеств
и привычек, связанных с готовностью к
браку и семейной жизни.
Заключение.
В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
На этапе подготовки молодежи к семейной жизни влияет целый ряд факторов:семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения, трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы — спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь.
Информация о работе Подготовка молодых людей к семейной жизни