Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:41, курсовая работа
Объект исследования: подготовка молодых людей к семейной жизни.
Предмет исследования: сущность, содержание и основные направления по подготовке.
Цель курсовой работы - раскрыть основные социально-педагогические проблемы подготовки молодых людей к семейной жизни.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные подходы к подготовке молодых людей к семейной жизни …………………………………………….......................................................6
2.Факторы существенно влияющие на формирование отношения молодых людей к семейной жизни…………………………………………………....15
3. Основные направления, способствующие решению проблемы……………………………………………………………………..21
Заключение…...……………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Российский Государственный Социальный Университет.
Факультет социальной работы педагогики и ювенологии.
Кафедра
социальной и семейной
педагогики.
Подготовка
молодых людей
к семейной жизни
Москва,2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные подходы к
подготовке молодых людей к семейной жизни
…………………………………………….............
2.Факторы существенно влияющие на формирование отношения молодых людей к семейной жизни…………………………………………………....15
3. Основные направления,
способствующие решению проблемы…………………………………………………………
Заключение…...………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Как известно, осуществляющаяся в старших
классах подготовка к семейной жизни является
последним по времени этапом формирования
юношей к девушек как мужей и жен, непосредственно
предшествующим их соответствующему поведению.
Далеко позади осталось серьезно предопределяющее
их взрослую жизнь прямое усвоение родительского
опыта в общении со взрослыми членами
семьи и неизбежных для дошкольного возраста
ролевых играх; незаметно прошел период
расширения этого опыта во внутри- и внешкольном
общении, и вот уже на повестку дня настоятельно
встала проблема передачи юности всего
необходимого для обретения счастья в
их семейной жизни. И естественно, возникает
вопрос: а что же должно входить в «список»
этого необходимого?
В этот «список» входит повышение
ответственности молодежи перед брачной
и семейной жизнью; увеличение социальной
престижности отцовства и материнства;
повышение психологической готовности
юношей и девушек к браку; предоставление
им необходимых знаний по гигиене и уходу
за ребенком, психологии дошкольного возраста,
детской психологии, психогигиене сексуальной
жизни, основным проблемам взаимоотношений
между супругами; усиление антиалкогольной
пропаганды и, наконец, освещение вопросов
наиболее рационального ведения домашнего
хозяйства, эффективном и экономной организации
бюджета семьи.
Безусловно, что все эти задачи действительно
должны быть решены в целях достижения
готовности молодежи к семейной жизни.
Однако их педагогическая реализация
в условиях одной только школы представляется
нереальной.
Наиболее важными для социальной педагогики
направлениями подготовки молодых людей
к браку являются:
• Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни.
• Воспитание и самовоспитание необходимых качеств для жизни в браке.
• Формирование адекватных брачно-семейных представлений.
• Усвоение
определенной суммы знаний по психологии
и социологии брака и семьи.
Среди многих аспектов проблемы
формирования готовности молодежи к семейной
жизни важнейшим является правильное
понимание социальной роли семьи и брака
в современном обществе, наличие гражданского
правового сознания.
В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Наряду
с нравственным регулированием брачно-семейных
отношений существует и правовое регулирование
этих отношений, которое фиксирует и закрепляет
их социальную сущность путем определения
основных гражданских прав и обязанностей
членов семьи друг перед другом и перед
обществом.
С точки зрения формирования личности,
существенным моментом психологической
готовности индивида к вступлению в брак
является его готовность не только к реализации
потребности в близости с человеком другого
пола, но и к осознанию значения своих
действий, первым делом в системе правовых
норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Таким образом, социальная защита молодежи при подготовке к браку, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в экономике и сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования: подготовка молодых людей к семейной жизни.
Предмет исследования: сущность, содержание и основные направления по подготовке.
Цель курсовой работы - раскрыть основные социально-педагогические проблемы подготовки молодых людей к семейной жизни.
В
рамках указанной цели
были поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать существующие представления
молодёжи о семейной жизни.
2. Показать основные формы работы социального
педагога с юношами и девушками по подготовке
к семейной жизни.
3. Охарактеризовать существующие подходы и методы по решению существующих социально-педагогических проблем по подготовке молодежи к браку.
Методы
исследования:
анализ прессы, монографий, учебников.
1. Основные подходы к подготовке молодых людей к семейной жизни.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший). Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное. Определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.
Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Анализ практики, данных педагогических и психологических исследований подтверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой.
Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, честности, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:
Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
Психологический: формирование понятий о личности, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др. Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.
Информация о работе Подготовка молодых людей к семейной жизни