Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, доклад
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
2. Схема-сетка.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Например: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течение всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая
форма плана выполнима в
Например: Тема «Рыбка»
Развитие речи - Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик»,
Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный
критерий, по которому определяется качество
хорошего плана – это обеспечение каждого
ребенка содержательной и интересной
деятельностью.
ПОДНЕВНЫЙ ПЛАН
На
основе перспективного плана и сетки
занятий воспитательница
Примерная
схема подневного плана:
Утро. Указывается содержание работы с родителями (беседа о состоянии ребенка, советы по его воспитанию и т. д.). Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т.д.)
Занятия.
Занятия планируются по сетке. Указываются
программные задачи, используемый материал.
В течение дня во время бодрствования
— 2 занятия (с перерывом в 40—50 мин.)
до 14 час., 3-е занятие — после 16 час.
Особым разделом планируется организация
самостоятельной деятельности детей во
время проведения занятия с очередной
подгруппой. Занятия многократно повторяются.
Самостоятельная деятельность детей.
Планируется обогащение игровых действий
детей с игрушками, картинками (настольно-печатные
игры) игры с песком, водой, рассматривание
книг, картинок, повторные наблюдения
выполнение несложных трудовых поручений.
Прогулка.
Указывается содержание наблюдений
с детьми, проведение подвижных игр,
индивидуальная работа по развитию моторики,
организация самостоятельных
Вечер. Проводится 3-е занятие — как правило, игрового характера. Основное время отводится индивидуальной работе с детьми — играм, индивидуальным занятиям по развитию речи. На вечерней прогулке осуществляется руководство самостоятельными играми детей.
Рассмотрим выписку из плана работы в подготовительной к школе группе детского сада:
2 февраля. Понедельник
Утро. Работа со Славиком Т. и Алешей В. по исправлению звука «ш». Повторить общую артикуляционную гимнастику. Поручить Саше О., Вове М. и Жене К. навести порядок на этажерке с игрушками, проверить, как сложены в коробках карточки игр, строительный материал. Приучать их аккуратно и добросовестно выполнять работу.
Рассмотреть с детьми веточки тополя в уголке природы: отметить цвет коры, форму и расположение почек. Дать потрогать, понюхать почки. Перед завтраком обойти с детьми уголок природы, оценить работу дежурных.
Занятие 1. Занятие счетом: нахождение смежных чисел к указанному числу. Программное содержание: упражнять детей в определении большего и меньшего множества, назывании их числами, в определении того, на сколько одно число больше или меньше другого. Упражнять в воспроизведении множеств «больше (меньше) на один» при участии разных анализаторов. Приучать внимательно вслушиваться в ответ товарища, дополнять ответ или исправлять ошибки.
Ход занятия:
1. Определить, каких кружков больше (поставить 7 крупных и 8 мелких кружков на панно). Каких кружков больше, меньше? На сколько число 8 больше 7, на сколько число 7 меньше 8?
2. Поставить 9 кружков без интервала и 8 кружков — с интервалами. Определить, где больше (меньше), на сколько?
3. Сравнить две числовые фигуры: с 7 кружками, расположенными по кругу, и с 6 кружками, расположенными в ряд. Где кружков больше (меньше), на сколько одно число больше (меньше) другого?
Занятие 2. Экскурсия в парк. Программное содержание: отметить особенности снежного покрова: снег глубокий, на его поверхности тонкая ледяная корка; установить причину этого. Упражнять в различении деревьев по коре, кроне и почкам; учить сравнивать по указанным признакам. Определить плоды деревьев, лежащие на снегу (березы, липы). Учить видеть изменения в поведении птиц (оживленные движения, щебет). Обратить внимание детей на красоту зимнего парка.
Ход экскурсии:
1. Рассмотреть картину зимнего парка, полюбоваться им. Предложить вспомнить стихи о зимнем лесе, парке.
2. Найти знакомые детям деревья. Установить, по каким признакам их можно отличить.
3. Поискать плоды липы и березы,
собрать их и рассмотреть.
4.
Измерить глубину снежного
5. Рассмотреть снежный покров: почему так блестит снег? Как могла образоваться ледяная пленка? Поднять веточки и рассмотреть снег под ними.
6. Провести игру «Узнай дерево» — бежать в сторону названных деревьев по дорожкам парка.
Вечер. Вечер игр и развлечений для двух старших групп:
а) драматизация произведений К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе»,
б) показ теневого театра «
Прогулка. Отметить, что дни стали длиннее. Провести игру «Хитрая лиса». Показать правильную позу и замах в метании вдаль, поупражнять в этом девочек. Договориться с детьми о завтрашней работе в уголке природы: кто что будет делать, что потребуется для работы.
В подневном плане отражается также конкретное содержание работы с родителями.
Основой
учета работы в группах раннего
возраста являются нормативы физического
и нервно-психического развития детей.
На каждого ребенка заводится
дневник. В нем отмечается состояние
здоровья за каждый день: температура
тела, состояние слизистой зева,
кожи и т. п. Заносятся проявления
ребенка в течение дня, его реакции во
время режимных процессов, занятий, а также
продолжительность сна и прогулки.
Отдельно ведется учет проведения занятий.
Во второй группе раннего возраста это
делается в особой графе плана.
Воспитательница дает оценку выполнения
цели занятий, реакций и поведения детей,
своих методических приемов.
Кроме этих видов учета ведется особая
карточка развития ребенка, куда ежемесячно
для детей первого года и раз в три месяца
для детей второго года жизни вносятся
показатели физического и нервно-психического
развития. Карта ведется врачом совместно
с воспитательницей.
ВЫВОД
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. План является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Информация о работе Планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня