Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, доклад
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
ДОКЛАД
на тему:
«Планирование
различных видов деятельности и общения
детей в течение дня».
Планирование
– это заблаговременное определение
последовательности осуществления
воспитательно-образовательной
Когда
мы говорим о планировании необходимо
в первую очередь определить основные
виды деятельности, которые должны
найти свое отображение в плане
работы. К ним можно отнести
следующие виды:
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
В современном детском саду игра используется лишь как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятия, — определяет тему, отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.
Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Все это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду
с игрой немалое место в жизни ребенка занимает
свободная продуктивная деятельность
детей (конструктивная, изобразительная
и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются
возможности развития ребенка.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
Доминирующий способ проведения занятий — прямое воздействие педагога на ребенка, вопросо-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия — сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.
В этих условиях обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена «впрок». Вместе с тем овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля. Интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект обучения оказывается ничтожным и неучтенным.
Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.
Одним
из наиболее эффективных путей обучения
детей на занятиях является дидактическая
игра. В правилах игры заложены педагогические
задачи, в дидактическом материале заключены
игровые способы действий, которые ребенок
усваивает. Так, подчиняясь необходимости
выполнять правило, ребенок осваивает
произвольную регуляцию поведения, овладевает
коммуникативными способностями, учится
согласовывать свои действия с действиями
партнеров. В процессе оперирования с игровым
материалом у ребенка развиваются познавательные
способности: умение пользоваться схемами
и моделями, познавательная саморегуляция —
внимание, память, воображение — за счет
действий по соотнесению предметов и знаков,
действий с предметами-заместителями.
Необходимо построение возможно более
полной системы дидактических игр, выполнение
ее недостающих звеньев путем гибкого
модифицирования имеющихся игр и создания
новых. Таким образом, игра в сочетании
с необходимыми объяснениями в форме прямого
воздействия взрослого образует специфическую
форму обучения дошкольников — своеобразный
синтез игры и занятия, снимая тем самым
традиционное противопоставление этих
двух форм обучения.
Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребенка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, выхолащивается суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда — мало чем оправданное отношение к малышу как «трудолюбивому» или «ленивому» уже на четвертом году его жизни; формирование у ребенка на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.
Необходимо преодолеть узкобытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.
Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объема знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырье и т. п.), в которых «тонет» человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям — совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.
Именно
в этих видах деятельности и общения развиваются
индивидуально-личностные свойства ребенка,
которые не могут быть «переданы» в процессе
прямого воспитания и обучения.
Обогащению
социального опыта
детей способствует не только общение
с разными детьми, но и с разными взрослыми.
Активное участие родителей в жизни детского
сада необходимо не только во время отсутствия
детей (родительское собрание, мытье окон
и пр.). Оно формирует полноценную социальную
среду, способствует установлению единства
семьи и детского сада. Родители в детском
саду не посторонние! Время, в которое родители
могут приводить и забирать детей, четко
не регламентируется.
Личное
время. В регламенте жизни детей должно
быть предусмотрено место для разнообразных
и свободных проявлений интересов самого
ребенка. Это не только праздники, но и просто
время, когда он может заниматься своим
любимым делом, зная, что ему не будут навязывать
какие-то другие занятия. Иметь свободное
время и уметь его наполнять не менее важно
для ребенка, чем участвовать в коллективных
действиях.
Организация
предметной среды в детском саду должна
быть подчинена цели психологического
благополучия ребенка. Создание интерьера
помещений, производство детской мебели,
игр и игрушек, физкультурного оборудования
и спортинвентаря должно базироваться
на научных принципах — своеобразной «эргономики
детства». Высокая культура интерьера
применительно к ребенку не роскошь, а условие
построения «развивающей
среды». Обогащение форм жизни ребенка
в детском саду требует более гибкого и вариативного
использования пространства. Альтернативу
жесткой функциональной закрепленности
зон и уголков внутри помещений и участков
составляет их приспособленность к удовлетворению
потребностей и интересов самого ребенка,
когда он получает возможность постоянно
чувствовать себя полноправным владельцем
игрушек, свободно перемещаться по детскому
саду, получать удовольствие от жизни окружающих
его детей и взрослых.
После определения основных видов деятельности детей перейдем к понятию систем планирования.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические
планы (по основным видам
4. Индивидуальные
планы специалистов и
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим
подробнее два вида планирования
необходимые воспитателю –
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течение 1 – 2 недель:
1 день - учить детей выполнять правила ролевого поведения;
2 день
– учить детей заранее
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на культуру общения;
Информация о работе Планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня