Планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, доклад

Описание работы

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:

Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Работа содержит 1 файл

тема 1 готовый.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

4 день  – способствовать использованию  в игре предметов заместителей;

5 день -  воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо  взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных  занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов. Например: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как  живут  птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип  необходимо не только планировать разнообразную  деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую  среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается  обязательное привлечение родителей  в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?». 
 

УСЛОВИЯ,  СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ  ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание  индивидуальных возможностей и  способностей детей.

3. Использование  принципа повторности с усложнением  задач (3 – 4 раза) с небольшим  интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач  по всем разделам программы.

Если  задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное  составление плана обеими воспитателями.  А также постоянный обмен мнениями  по результатам наблюдений за  детьми: как они усваивают пройденный  материал, как выполняют свои  обязанности, каковы их навыки  культуры поведения, проявления  каких черт характера наблюдались  и прочее. Таким образом, основную  часть плана намечают оба воспитателя,  а детали – каждый в отдельности. 
 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на  квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном  плане планируются:

1.  Цели и задачи (на квартал);

2.  Виды детской деятельности: 

 а) игровая  деятельность; 

 б) социальное  развитие; 

 в) физкультурно-оздоровительная  работа (закаливание, спорт. упражнения,  

 подвижные  игры); 

 г) познавательно-практическая  деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,  

 эксперименты);  

 д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,  

 изобразительная);  

 е) элементы  трудовой деятельности.

  1. Работа с семьей.
 
 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Например: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения  поставленных целей и задач.

Перенасыщать  нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень  жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости  по ходу календарного планирования в течение года. 

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Цель: Организация  целостного, непрерывного, содержательного  педагогического процесса.

Педагогический  процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический  процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и  соответствующих форм их организации  на каждый день.

Компонентами  календарного планирования являются:

1.  Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
 

      Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Например: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.  

     Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает,  что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:  

     УТРО.    Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать  все виды деятельности по желанию  детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать  следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются  в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку.
  3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается
 

           использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через две недели.
  

    ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,  интересную деятельность и снять утомление.  

    Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1.  Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

2.  Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь», соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды,  особенностей сезона.

3.  Спортивная  игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в      старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки).

4.  Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5.  Индивидуальная работа  по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к   праздникам.

6.Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей  

    необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей. 

   ВЕЧЕР. Цель: создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.  
В данный отрезок времени планируются:

1.  Все виды игр -  настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2.  Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу). 

   Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей»,  «Воздушных шаров»,  «Бумажных снежинок»,  «Нитяных  (бумажных) кукол»,  «Пушистиков»,  «Летящих голубей»,  «Скачущих  лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3.Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.       Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4.  Индивидуальная работа  по всем видам деятельности. По изобразительной

деятельности, конструированию до занятия, занятие  – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать  индивидуальную работу с робкими, «слабыми»  в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение  художественной литературы.

6.  Работа с родителями.

Для того чтобы систематизировать в плане  деятельность вне занятий необходима циклограмма. 

     ЗАНЯТИЯ. Запись занятий в календарном плане  необходимо делать следующим образом:

  • Тема занятия.
  • Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Чему научить, какие психические  процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Например: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех занятиях.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи. Например: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности и пр. 

    В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

  • Оборудование.
  • Активизация словаря.
  • Методы и приемы.
  • Источник.
 
 

ФОРМЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ  

   Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она  необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

Информация о работе Планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня