Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:21, реферат
Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.
ВВЕДЕНИЕ
1.Виды самостоятельной работы, их характеристика.
2.Уровни самостоятельной работы студентов.
3.Организация и формы самостоятельной работы.
4. Требования к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
5. Контроль самостоятельной работы.
Литература.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:
1.Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
2.Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).
3.Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).
4.Проверить и выставить оценку за отчет.
Любая
лабораторная работа должна включать
глубокую самостоятельную проработку
теоретического материала, изучение методик
проведения и планирование эксперимента,
освоение измерительных средств, обработку
и интерпретацию экспериментальных данных.
При этом часть работ может не носить обязательный
характер, а выполняться в рамках самостоятельной
работы по курсу. В ряд работ целесообразно
включить разделы с дополнительными элементами
научных исследований, которые потребуют
углубленной самостоятельной проработки
теоретического материала.
4.
Требования к учебно-
дентов.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести:
- тексты лекций,
-учебные и методические пособия,
-лабораторные практикумы,
-банки
заданий и задач,
-банк расчетных, моделирующих, тренажерных
программ и программ для
-автоматизированные
обучающие и контролирующие
-информационные базы
Это позволит организовать
Для нормальной
Должны быть пособия краткие и подробные, с неглубокими и глубокими теоретическими обоснованиями, теоретического и практического содержания. Нужны справочники, конспекты-справочники, учебники. Часть учебных пособий должна находиться в учебной студенческой библиотеке, часть пособий студент должен иметь возможность купить для личного пользования в книжном магазине учебного заведения. Основная часть учебных пособий должна быть в бумажном виде (книги, брошюры, чертежи и т.д.).
Многоуровневая система
Учебная литература по
Задания для самостоятельной
работы должны быть
Методические указания по организации СРС на каждом уровне обучения должны способствовать непрерывному развитию у них рациональных приемов познавательной деятельности в процессе изучения конкретных дисциплин. Основное назначение всех методических указаний – дать возможность каждому студенту перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов выполнения перечисленных видов деятельности, критериев оценки выполненных работ, а также рекомендации по эффективному использованию консультаций и по работе при подготовке и сдаче экзаменов.
Таким
образом, создание для каждой учебной
дисциплины рассмотренного комплекта
учебно-методических материалов обеспечивает
обязательные этапы усвоения знаний, видов
деятельности, опыта творчества, Снабжение
таким комплектом каждого студента –
необходимое условие полной реализации
в процессе обучения всех возможностей
СРС как вида познавательной деятельности,
метода и средства учения и преподавания.
5.Контроль
самостоятельной работы.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
Необходимость контроля не вызывает сомнений: его отсутствие или эпизодический характер порождает у части студентов безответственное отношение к учебе, что неизбежно выливается в снижение качества знаний.
Правильно организованная система контроля, глубоко затрагивая суть преподаваемой дисциплины, призвана помогать студентам в ее усвоении и (особенно на первом курсе) в адаптации к учебному процессу вообще.
Для контроля эффективности организации самостоятельной работы студентов можно проводить анкетирование, в ходе которого выявлять полезность тех или иных видов и организационных форм самостоятельных работ, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени и т.д.
Критериями оценки результатов
самостоятельной работы
− уровень освоения студентом учебного материала;
− умение студента
− обоснованность и четкость изложения ответа;
− оформление материала в
− сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по
-
самоконтроль, осуществляемый студентом
в процессе изучения
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
-
контроль остаточных знаний и
умений спустя определенное
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности.
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.
Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
Таким образом, правильно спланированная, организованная и контролируемая самостоятельная работа студентов имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов обучения, так как без самостоятельной работы невозможно превращение полученных знаний в умения и навыки.
Укрепляя чувство
Литература.
1.Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.
2.Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).
3.Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.
4.Иоганзен Б.Г. Научная организация самостоятельной работы студентов. – Томск,
1970.
5. Кертман Л.Е., Павлов Н.Н. Методические вопросы руководства самостоятельной
работой студентов // Вопросы педагогики высшей школы. – Пермь, 1973.
6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1983.
7.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность
учащихся. – М., 1972