Перспективы совершенствования и организационные формы самостоятельной работы в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1.Виды самостоятельной работы, их характеристика.


2.Уровни самостоятельной работы студентов.


3.Организация и формы самостоятельной работы.


4. Требования к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.


5. Контроль самостоятельной работы.


Литература.

Работа содержит 1 файл

Расулова.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Выполнение  лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.

    При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для  максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

    1.Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

    2.Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

    3.Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

    4.Проверить и выставить оценку за отчет.

    Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.  

    4. Требования к учебно-методическому  обеспечению самостоятельной  работы сту-

    дентов. 

    Разработка  комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести:

    - тексты лекций,

    -учебные  и методические пособия, 

    -лабораторные практикумы,

    -банки  заданий и задач, сформулированных  на основе реальных данных,

     -банк расчетных, моделирующих, тренажерных  программ и программ для самоконтроля,

    -автоматизированные  обучающие и контролирующие системы,

     -информационные базы дисциплины  или группы родственных дисциплин и другое.

      Это позволит организовать проблемное  обучение, в котором студент является  равноправным участником учебного процесса.

      Для нормальной самостоятельной  работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по материальным возможностям.

          Должны быть пособия краткие и подробные, с неглубокими и глубокими теоретическими обоснованиями, теоретического и практического содержания. Нужны справочники, конспекты-справочники, учебники. Часть учебных пособий должна находиться в учебной студенческой библиотеке, часть пособий студент должен иметь возможность купить для личного пользования в книжном магазине учебного заведения. Основная часть учебных пособий должна быть в бумажном виде (книги, брошюры, чертежи и т.д.).

          Многоуровневая система высшего  образования должна предоставлять человеку условия для развития его потенциальных возможностей и наиболее полного удовлетворения потребности личности в самореализации. Поэтому на каждом из уровней подготовки самостоятельная работа студентов (СРС) есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено для достижения проектируемых результатов обучения. Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

      Учебная литература по содержанию  и последовательности представления  материала должна соответствовать программе. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе.

          Задания для самостоятельной  работы должны быть конкретными.  Их содержание, соответствуя программе, должно знакомить студентов с современными методами решения задач данной дисциплины.

    Методические  указания по организации СРС на каждом уровне обучения должны способствовать непрерывному развитию у них рациональных приемов познавательной деятельности в процессе изучения конкретных дисциплин. Основное назначение всех методических указаний – дать возможность каждому студенту перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов выполнения перечисленных видов деятельности, критериев оценки выполненных работ, а также рекомендации по эффективному использованию консультаций и по работе при подготовке и сдаче экзаменов.

    Таким образом, создание для каждой учебной дисциплины рассмотренного комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта творчества, Снабжение таким комплектом каждого студента – необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей СРС как вида познавательной деятельности, метода и средства учения и преподавания. 

5.Контроль самостоятельной работы. 

    Результативность  самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

    Необходимость контроля не вызывает сомнений: его  отсутствие или эпизодический характер порождает у части студентов безответственное отношение к учебе, что неизбежно выливается в снижение качества знаний.

    Правильно организованная система контроля, глубоко затрагивая суть преподаваемой дисциплины, призвана помогать студентам в ее усвоении и (особенно на первом курсе) в адаптации к учебному процессу вообще.

           Для контроля эффективности организации самостоятельной работы студентов можно проводить анкетирование, в ходе которого выявлять полезность тех или иных видов и организационных форм самостоятельных работ, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени и т.д.

           Критериями оценки результатов  самостоятельной работы студента  могут являться:

       − уровень освоения студентом учебного материала;

       − умение студента использовать  теоретические знания при выполнении практических задач;

       − обоснованность и четкость  изложения ответа;

       − оформление материала в соответствии  с требованиями стандартов;

       − сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения  дисциплины.

    Существуют  следующие виды контроля:

    - входной контроль знаний и  умений студентов при начале  изучения очередной дисциплины;

    - текущий контроль, то есть регулярное  отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

     - промежуточный контроль по окончании  изучения раздела или модуля  курса; 

    - самоконтроль, осуществляемый студентом  в процессе изучения дисциплины  при подготовке к контрольным  мероприятиям;

    - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

    - контроль остаточных знаний и  умений спустя определенное время  после завершения изучения дисциплины.

    В последние годы наряду с традиционными  формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности.

    Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

    Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.

    Весьма  полезным может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

    Тестирование  помогает преподавателю выявить  структуру знаний студентов и  на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

    Таким образом, правильно спланированная, организованная и контролируемая самостоятельная работа студентов имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов обучения, так как без самостоятельной работы невозможно превращение полученных знаний в умения и навыки.

      Укрепляя чувство ответственности,  повышая уровень рабочей мотивации,  развивая привычку к познавательной деятельности, самостоятельная работа способствует формированию необходимых деловых и нравственных качеств будущего специалиста. 
 

Литература. 
 

    1.Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

    2.Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).

    3.Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.

    4.Иоганзен Б.Г. Научная организация самостоятельной работы студентов. – Томск,

          1970.

    5.  Кертман Л.Е., Павлов Н.Н. Методические вопросы руководства самостоятельной

          работой студентов // Вопросы педагогики  высшей школы. – Пермь, 1973.

6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1983.

    7.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы совершенствования и организационные формы самостоятельной работы в ВУЗе