Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:21, реферат
Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.
ВВЕДЕНИЕ
1.Виды самостоятельной работы, их характеристика.
2.Уровни самостоятельной работы студентов.
3.Организация и формы самостоятельной работы.
4. Требования к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
5. Контроль самостоятельной работы.
Литература.
− работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
− составление плана и тезисов ответа;
− составление таблиц для
− изучение нормативных
− ответы на контрольные
− подготовка сообщений к
− подготовка рефератов,
− составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
для формирования умений:
− решение задач и упражнений по образцу;
− решение вариативных задач и упражнений;
− выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ;
− решение ситуационных
к деловым играм;
− проектирование и
− подготовка курсовых и
− экспериментально-
− рефлексивный анализ
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
В вузе все виды
Организация самостоятельной
По степени трудности можно
различить три уровня
Организация самостоятельной
1) научить его правильно слушать и записывать лекции, воспринимать их;
2) научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях;
3) совершенствовать навыки
4) научить правильно
докладами.
Наиболее сложной по объему, содержанию и характеру является самостоятельная работа для студентов 2-3 курсов, что объясняется недостаточной их подготовленностью к этому виду познавательной деятельности. На данном этапе они только учатся готовить тезисы своих выступлений по исследуемой проблеме, доклады к конференциям по прослушанным академическим курсам, вузовским и региональным научным конференциям. Здесь же они начинают готовить курсовые работы, в ходе практики (учебной, воспитательной и производственной) выполняют элементарную опытную работу.
Важное исследование с высокой
степенью самостоятельности
3.Организация
и формы самостоятельной
работы.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте. В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.
Первый
- это увеличение роли самостоятельной
работы в процессе аудиторных занятий.
Реализация этого пути требует от
преподавателей разработки методик
и форм организации аудиторных занятий,
способных обеспечить высокий уровень
самостоятельности студентов и улучшение
качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов
по всем направлениям самостоятельной
работы во внеаудиторное время. Повышение
активности студентов при работе во внеаудиторное
время связано с рядом трудностей. В первую
очередь это неготовность к нему как большинства
студентов, так и преподавателей, причем
и в профессиональном и в психологическом
аспектах. Кроме того, существующее информационное
обеспечение учебного процесса недостаточно
для эффективной организации самостоятельной
работы. Основная задача организации самостоятельной
работы студентов (СРС) заключается в создании
психолого-дидактических условий развития
интеллектуальной инициативы и мышления
на занятиях любой формы.
Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая
роль в организации СРС принадлежит
преподавателю, который должен работать
не со студентом “вообще”, а с
конкретной личностью, с ее сильными
и слабыми сторонами, индивидуальными
способностями и наклонностями. Задача
преподавателя - увидеть и развить лучшие
качества студента как будущего специалиста
высокой квалификации.
При изучении
каждой дисциплины организация СРС должна
представлять единство трех взаимосвязанных
форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2.
Аудиторная самостоятельная
3.
Творческая, в том числе научно-
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы.
Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это:
- решение задач;
- перевод и пересказ текстов;
-подбор
и изучение литературных
-
разработка и составление
-выполнение графических работ;
-проведение расчетов и др.;
-выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.
Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы
развить положительное
Аудиторная самостоятельная работа может
реализовываться при: проведении практических
занятий, семинаров, выполнении лабораторного
практикума и во время чтения лекций.
При
чтении лекционного курса
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1.
Вводное слово преподавателя
(цели занятия, основные
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
4. Самостоятельное решение задач.
5.
Разбор типовых ошибок при
решении (в конце текущего
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
1.
Давать определенное
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Выполнение
СРС на занятиях с проверкой результатов
преподавателем приучает студентов
грамотно и правильно выполнять
технические расчеты, пользоваться
вычислительными средствами и справочными
данными. Изучаемый материал усваивается
более глубоко, у студентов меняется
отношение к лекциям, так как без понимания
теории предмета, без хорошего конспекта
трудно рассчитывать на успех в решении
задачи. Это улучшает посещаемость как
практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях
может заключаться в самостоятельном
изучении принципиальных схем, макетов,
программ и т.п., которые преподаватель
раздает студентам вместе с контрольными
вопросами, на которые студент должен
ответить в течение занятия.