Перспективы совершенствования и организационные формы самостоятельной работы в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1.Виды самостоятельной работы, их характеристика.


2.Уровни самостоятельной работы студентов.


3.Организация и формы самостоятельной работы.


4. Требования к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.


5. Контроль самостоятельной работы.


Литература.

Работа содержит 1 файл

Расулова.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

“ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

  Физический  факультет

 
 
 
 
 
 

реферат на тему:

«Перспективы  совершенствования  и организационные  формы самостоятельной работы в ВУЗе» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:             

    студентка М1 4 группы

Расулова  Марьям Расуловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов – на – Дону

2011 г. 
 
 
 

Содержание 

    ВВЕДЕНИЕ 

  1. Виды  самостоятельной  работы, их характеристика.
 
  1. Уровни  самостоятельной  работы студентов.
 
  1. Организация и формы самостоятельной  работы.
 
  1.   Требования к учебно-методическому  обеспечению самостоятельной  работы студентов.
 
  1.  Контроль самостоятельной работы.
 

            Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

           Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе.

           На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

          Первые умения самостоятельной работы личность осваивает в школе, и результат обучения, конечно, зависит от уровня овладения этими умениями. Самостоятельная работа не сводится к одним домашним заданиям, к ней мы относим и такие виды занятий, которые проводятся в классе в присутствии учителя и под его руководством. В школе используются различные формы самостоятельной работы: работа с учебниками и первоисточниками; решение и выполнение упражнений, задач; графические задания; сочинения; лабораторные, практические и другие виды работ. Школьник (и его учебная деятельность) в силу своего возраста, особенностей развития находится под контролем педагогов, учителей, родителей. Чем шире его познавательные интересы, чем устойчивее умения и навыки самостоятельной работы, тем выше его готовность к обучению в вузе.

    Высшая  школа отличается от средней специализацией, методикой учебной работы, степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

    Эффект  от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда  она организуется и реализуется  в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

      Организация самостоятельной работы  студентов сложнее, чем школьников. Результаты учебной деятельности  зависят от уровня самостоятельной  работы студента, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания.

           В системе вузовской подготовки  организация самостоятельного учебного  труда подчиняется определенным  закономерностям, главными из которых являются:

                   −        психолого-педагогическая  обоснованность данного труда,  предполагающая внутреннее стремление, морально-волевую готовность и желание студента выполнять его самостоятельно, без внешних побуждений;

                   −        воспитывающий характер этого труда, заключающийся в формировании у студента научного мировоззрения, качеств социально активной, деятельной, современной личности;

                   −        взаимосвязь  самостоятельного учебного труда  с учебно-воспитательным процессом, единство знаний и деятельности как главного средства познания.

           Закономерности самостоятельного  учебного труда реализуются в  конкретных принципах этой деятельности.

    Содержание  самостоятельной работы студентов  имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. 

  1. Виды  самостоятельной работы, их характеристика.
 

          Самостоятельную работу принято  делить на учебную, научную  и социальную.

    Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены. Конечно, центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность.

          Самостоятельная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии, подготовка к ним.

    Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы  и тезисы выступлений, подбирать  литературу и т.д.

          Научная самостоятельная работа  студента заключается в его  участии в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств: будущие учителя участвуют в процессе добывания новых знаний; приобретаемые знания становятся прочными и целеустремленными; студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность; приобретаются начальные навыки в научном исследовании.

          В ходе научной работы студент  овладевает приемами теоретического  мышления.

    Выполнение  исследования начинается с формулирования темы, разработки плана, подбора и  изучения литературы, подготовки приборов, оборудования, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание, сравнение с ранее известными данными, анализ и синтез, изложение результатов, передача их обществу (доклад, сообщение, опубликование, изготовление прибора и т.д.).

          Организационно такая работа  протекает по-разному: индивидуально  под руководством преподавателя  (научного руководителя); в рамках  научного студенческого кружка; в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

          Тема может иметь чисто учебное  значение (курсовая работа), быть  ценной в научном и практическом  отношении (выпускные квалификационные (дипломные) работы, технологические проекты и др.).

          Важным является умение доложить  результаты исследования и подготовить их к опубликованию. Такое умение само по себе не рождается. Ему надо целеустремленно и настойчиво учиться.

          Учебная и научная работа имеют  в основном образовательное назначение, формируют интеллектуальные качества  будущего специалиста.

          Навыки работы в коллективе  студент приобретает, как правило,  через участие в общественной  жизни вуза.

          Конкретная социальная работа  студента может иметь разный  масштаб (в рамках группы, курса, факультета, вуза, общественной или спортивной организации), но она всегда прививает ему некоторые общественные качества, необходимые во взаимоотношениях между сокурсниками, будущими коллегами. Это в первую очередь такие качества как терпимость, настойчивость, умение убеждать, требовательность, сочувствие и т.п.

          Все виды самостоятельной работы  выполняют свои функции и одинаково  важны для будущего специалиста.

           Самостоятельная работа осуществляется  в виде аудиторных и внеаудиторных  форм познавательной деятельности по каждой дисциплине учебного плана.

          Самостоятельная работа студентов  во внеаудиторное время может  предусматривать:

        − Проработку лекционного материала,  работу с научно-технической литературой  при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку;

        − Подготовку к семинарам,  лабораторным и практическим  занятиям;

        − Решение задач, выданных на практических занятиях;

       − Подготовку к контрольным  работам;

       − Выполнение курсовых проектов (работ) и индивидуальных заданий,  предусмотренных учебным планом;

       − Выполнение выпускных квалификационных  работ и т.д.

           Самостоятельная работа студентов  в аудиторное время весьма  многообразна и может предусматривать:

       − Выполнение самостоятельных  работ;

       − Выполнение контрольных работ,  чертежей, составление схем, диаграмм;

       − Решение задач;

       − Работу со справочной, методической  и научной литературой;

       − Защиту выполненных работ;

       − Оперативный (текущий) опрос  по отдельным темам изучаемой  дисциплины;

       − Собеседование, деловые игры, дискуссии, конференции;

       − Тестирование и т.д.

    Видами  заданий для самостоятельной  работы могут быть:

    для овладения знаниями:

       − чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

       − составление плана текста;

       − графическое изображение структуры текста;

       − конспектирование текста;

       − выписки из текста;

       − работа со словарями и  справочниками; ознакомление с  нормативными документами;

       − учебно-исследовательская работа;

       − использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

    для закрепления и систематизации знаний:

Информация о работе Перспективы совершенствования и организационные формы самостоятельной работы в ВУЗе