Педогогическая деятельность и педогагическое мастерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Истоки слов «педагогика» и «педагогический» уходят в античную Грецию (VI – IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы, и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально - поводырь). Отсюда и первое значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове «педагог» есть прямое значение связанное с особым делом: вести, сопровождать ребенка. Постепенно это значение расширилось. Расширение смысла было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан, к тому же, в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, у каждого возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое мастерство.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИЯ 7
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО 9
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Работа содержит 1 файл

Ped deyatel'nost' i ped masterstvo.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Педагогика  много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание более или менее  полезных практических рекомендаций и правил воспитания и обучения. Одни из них касаются элементарных приемов работы и не  нуждаются  в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей педагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера - традиционные и инструктивные,  условные и безусловные, эмпирические и рациональные  -  являются прикладной частью педагогики.  Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить  совсем  несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим,  неповторимым и всегда  новым.  Однако столь же велик может быть и вред педагогических нормативов.  Рецептурность,  косность, шаблон, неприязнь к педагогической теории,  догматизм педагогического мышления, ориентация на методические установки свыше,  непонимание чужого  положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы педагогического процесса.

    Обобщенные  в теории знания о структуре  педагогической  деятельности исключают неправомерные  решения,  позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя,  как в фокусе,  сходятся все нити,  идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. «Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях,  в живом порыве мыслей и эмоций,  предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении  теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

    Сохраняет свою  актуальность  мысль К.Д.Ушинского о том,  что факты воспитания не дают опытности.  «Они должны произвести  впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям,  обобщиться,  сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога...  Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание».

    Педагогическое  мастерство,  выражая высокий  уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в  то  же  время выражает и  личность педагога в целом,  его  опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий  высокую эффективность педагогического процесса.

 

     Компоненты  педагогического  мастерства 

    В педагогической науке сложилось  несколько подходов к  пониманию  составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают,  что это сплав интуиции и знаний,  подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности,  и дара чувствовать состояние детской души,  тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с  педагогическими  знаниями,  интуицией  также умения в области педагогической техники,  позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

    Педагогическое  мастерство  складывается  из специальных  знаний,  а также умений,  навыков  и привычек,  в которых реализуется  совершенное  владение основными приемами того или иного вида деятельности.  Какие бы частные задачи ни решал педагог,  он  всегда является  организатором,  наставником  и мастером педагогического воздействия.  Исходя из этого,  в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и,  наконец,  мастерство владения  педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

    Особое  место в структуре мастерства учителя занимает  педагогическая техника.  Это та совокупность умений и навыков,  которая  необходима  для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и  коллектив  в  целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками,  умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

    Владение  основами педагогической техники - необходимое  условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда,  когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками,  когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,  фигуры,  голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

    Из  этого признания А.С.Макаренко  очевидно,  что особое место в  ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

    Необходимая в  деятельности учителя  культура речи - это четкая дикция,  «поставленный голос»,  правильное дыхание и разумное  использование в речи мимики и жестикуляции.  «Не может быть хорошим воспитатель,  - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой,  который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.  Воспитатель должен уметь организовывать,  ходить,  шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести,  чтобы каждое его движение воспитывало,  и всегда  должен знать,  что он хочет в данный момент и чего не хочет».

    Если  все многообразие умений и навыков  педагогической техники свести в  группы,  то структура этого важного  компонента  мастерства  учителя  может  быть выражена следующими наиболее общими умениями:

    • речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности;
    • управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого  напряжения; 
    • актерско-режиссерскими умениями,  позволяющими  влиять не только на ум,  но и на чувства воспитанников;
    •   передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

    Особенности умений и навыков педагогической техники  состоят в  том,  что  они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.  Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный  характер и существенно зависят от возраста,  пола, темперамента и характера педагога,  его здоровья и анатомо-физиологических особенностей.  Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

 

    Библиографический список 

    1. Введение  в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ А.С. Роботов, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.]; под ред. А.С. Роботовой . – 4-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 224с.
    2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для средних профессиональных образовательных учреждений. -  М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 256с.
    3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учебное пособие для ВУЗов.
    4. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: учебник для ВУЗов. -  М.:  Изд. дом «ИНФРА-М»,2008. – 208с.
    5. www.ozon.ru
    6. www.childpsy.ru

Информация о работе Педогогическая деятельность и педогагическое мастерство