Педогогическая деятельность и педогагическое мастерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Истоки слов «педагогика» и «педагогический» уходят в античную Грецию (VI – IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы, и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально - поводырь). Отсюда и первое значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове «педагог» есть прямое значение связанное с особым делом: вести, сопровождать ребенка. Постепенно это значение расширилось. Расширение смысла было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан, к тому же, в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, у каждого возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое мастерство.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИЯ 7
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО 9
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Работа содержит 1 файл

Ped deyatel'nost' i ped masterstvo.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Вятский государственный гуманитарный университет

Естественно-географический факультет 
 

Реферат по дисциплине

Введение  в педагогическую деятельность 
 
 

Педагогическая  деятельность

и педагогическое мастерство 
 
 
 
 

                выполнила студентка 

                второго курса группы Г-2

                специальности география

                Четверикова Д.П.

                проверила Малова

                Татьяна Васильевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2009 г.

 

    Оглавление 
 
 

 

    Педагогическая  деятельность 

    Истоки  слов «педагогика» и «педагогический» уходят в античную Грецию (VI – IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы, и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально - поводырь). Отсюда и первое значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове «педагог» есть прямое значение связанное с особым делом: вести, сопровождать ребенка. Постепенно это значение расширилось. Расширение смысла было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан, к тому же, в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, у каждого возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое мастерство.

    Однако  история понятия «педагог» более  короткая, чем история обозначенного  им явления. Ученые считают, что воспитание и обучение относятся к древнейшим видам социокультурной деятельности человека. И в самом деле: человеческий детеныш при рождении – самый беспомощный из всех живых существ. Он довольно долго нуждается в поддержке взрослых, в уходе, а затем в специальном обучении и воспитании, без чего он не может приспособиться к жизни и стать самостоятельным.

    Именно  помощь взрослого, передача ребенку  знаний об окружающем мире, обучение необходимым  для дальнейшей жизни умениям  стало прообразом педагогической деятельности, а впоследствии – делом специально подготовленных людей. Таким образом, корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человечества в ней была обусловлена необходимостью сохранить род, ибо «общество без детских популяций – умирающее общество».

    Педагогическая  деятельность – вид социально-профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие детей, учащихся, студентов разных типов образовательных учреждений.

    Педагогическая  деятельность – это жизненно важное дело, требующее профессиональной подготовки, специальных знаний и специальных способностей.

    Одна  из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Сущность такой деятельности в том, что деятельность «для себя» переходит в деятельность «для других».

    Сфера педагогической деятельности очень  широка: учат и воспитывают дома (родители, бабушки, дедушки, няни, гувернантки, репетиторы, домашние учителя), то же делают и в детском саду (воспитатели, руководители кружков), и в школе (учителя, классные руководители, педагоги групп продленного дня, руководители кружков, студий, клубов, спортивных секций). Таким образом, уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей.

    Получив профессию, уже взрослый человек  в течении жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль своей  деятельности, может быть, менять и  саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое и дополнительное образование. И он опять попадает в сферу педагогической деятельности.

    Каждый  человек, так или иначе, становится объектом педагогической деятельности. Это необычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного, цивилизованного развития деятельность.

    Бел Кауфман писала об учителях, «которые упорно поднимаются вверх по нескончаемой лестнице»:

        «…  И все равно  каждому из нас встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных и не возвеличенных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живет в них до самого конца». 

    На  каждой ступени обучения человек  должен усвоить определенное содержание образования, соответствующее его  возрасту и уровню развития. Помогает усвоить это содержание, руководит  этим процессом учитель – специалист, получивший профессиональное образование. Именно он в первую очередь ответствен за то, чтобы образование обеспечило:

    • формирование у обучающегося картины мира в соответствии с современным уровнем знаний и образовательной программой (ступенью обучения);
    • уровень общей и профессиональной культуры, адекватный мировому;
    • интеграцию личности в мировую и национальную культуру;
    • формирование человека и гражданина, способного к совершенствованию современного общества;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

 

    Непрофессиональная  педагогическая деятельность 

    Профессией  называют род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющейся источником существования человека. В Мире огромное количество различных профессий, никто не сможет сказать, сколько именно. Профессия педагога относится к стабильным, востребованным видам труда.

    Поскольку содержание педагогической деятельности является обучение и воспитание, в  ее орбиту в течение жизни каждый человек попадает неоднократно. На нашем жизненном пути возникают ситуации и встречаются люди, которые нас и учат, и воспитывают. Д.И. Писарев сказал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы».

    Философ М.С. Каган считает, что у человечества есть два величайших изобретения, имеющих культурное значение. Это семья и школа. Именно в семье начинается процесс «очеловечивания» ребенка, «взращивание» в нем человека.

    Родители  являются первыми учителями своих  детей. Платон сказал: «Воспитание и  наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни».  А В.Г. Белинский заметил: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?».

    Родители  занимаются воспитанием своих детей  без четко прописанной программы, без подготовки к каким-либо «урокам». Они в большинстве своем не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей – в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью детей, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей к детям, в особых взаимоотношениях родителей и детей, основанных на родственной близости, привязанности друг к другу.

    У современной семьи сохранились  традиционные образовательно-воспитательные средства: чтение, беседы, различного рода обсуждения, прогулки, экскурсии, поездки, совместные дела; и в то же время появились новые: радио, телевидение, интернет, современные средства транспорта и связи. Родители могут совместно с детьми прослушивать и обсуждать полезные радио- и телепередачи; в конце дня могут обсудить, что ребенок читал, что узнал нового, с какими трудностями столкнулся на уроках и т.д. Всё это очень важно для развития образовательной мотивации и познавательных интересов детей.

    Педагогический  талант родителей не гарантирует успешного воспитания ребенка. Знание, понимание детей, доверительные отношения, взаимная привязанность – вот необходимые условия для педагогической деятельности родителей.

 

     Педагогическая деятельность как профессия 

    Каковы  основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Прежде всего, она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизни ребенка:

    • ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями, профессиональной компетентностью;
    • эта деятельность имеет определенную цель, которая определяет содержание обучения, воспитания, образования;
    • цель конкретизируется: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных предметных знаний, умений и навыков, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его, сформировать его личность; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
    • деятельность педагога регламентируется правовыми и нормативными документами (законом, образовательными стандартами, учебными планами и программами, инструкциями, уставом образовательного учреждения);
    • она осуществляется в специально отведенное время, отделенное от игр, прогулок, свободных занятий; для нее существуют определенные формы: урок, занятие, класс;
    • ребенок обычно тоже понимает серьезный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные);
    • результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены – ее итогом являются знания и умения ученика; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – в силу того, что ребенка воспитывает все, что его окружает, а также потому, что талант воспитателя – редкий и трудный, а результаты воспитания во многом отсрочены во времени;
    • настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью – он использует все возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.
 
 

    Учитель должен перейти от роли «солиста»  на уроке к роли «аккомпаниатора» и сместить центр тяжести с распространения информации на содействие учащимся в поиске, организации знания, направлять их, а не подгонять под шаблон. 
 

      

 

Педагогическое мастерство 

    А.С.Макаренко  утверждал,  что ученики простят  своим учителям и строгость,  и  сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации», - А.С. Макаренко.

    Педагогическая  биография учителя индивидуальна.  Не каждый и не  сразу  становится мастером.  У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.

    Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.  Это позволит ему педагогически мыслить и  действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым,  находить  в  теории  обучения и воспитания идеи,  выводы, принципы,  адекватные логике рассматриваемого явления;  правильно диагностировать явление - определять,  к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится;  находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

    Профессиональное  мастерство приходит к тому учителю, который опирается  в  своей  деятельности на научную теорию.  Естественно, что при этом он встречается  с рядом трудностей. Во-первых, научная  теория - это упорядоченная совокупность общих законов,  принципов и правил,  а практика всегда конкретна и  ситуативна.  Применение теории  на  практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии,  педагогике,  психологии, методике и др.),  тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам»,  т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Информация о работе Педогогическая деятельность и педогагическое мастерство