Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:20, контрольная работа
Истоки слов «педагогика» и «педагогический» уходят в античную Грецию (VI – IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы, и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально - поводырь). Отсюда и первое значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове «педагог» есть прямое значение связанное с особым делом: вести, сопровождать ребенка. Постепенно это значение расширилось. Расширение смысла было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан, к тому же, в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, у каждого возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое мастерство.
ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИЯ 7
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО 9
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Естественно-географический
факультет
Реферат по дисциплине
Введение
в педагогическую деятельность
Педагогическая деятельность
и
педагогическое мастерство
выполнила студентка
второго курса группы Г-2
специальности география
Четверикова Д.П.
проверила Малова
Татьяна
Васильевна
2009 г.
Оглавление
Педагогическая
деятельность
Истоки слов «педагогика» и «педагогический» уходят в античную Грецию (VI – IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы, и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально - поводырь). Отсюда и первое значение слова педагогика – детовождение. Таким образом, в слове «педагог» есть прямое значение связанное с особым делом: вести, сопровождать ребенка. Постепенно это значение расширилось. Расширение смысла было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан, к тому же, в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, у каждого возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое мастерство.
Однако
история понятия «педагог»
Именно помощь взрослого, передача ребенку знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям стало прообразом педагогической деятельности, а впоследствии – делом специально подготовленных людей. Таким образом, корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человечества в ней была обусловлена необходимостью сохранить род, ибо «общество без детских популяций – умирающее общество».
Педагогическая деятельность – вид социально-профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие детей, учащихся, студентов разных типов образовательных учреждений.
Педагогическая деятельность – это жизненно важное дело, требующее профессиональной подготовки, специальных знаний и специальных способностей.
Одна
из важнейших характеристик
Сфера педагогической деятельности очень широка: учат и воспитывают дома (родители, бабушки, дедушки, няни, гувернантки, репетиторы, домашние учителя), то же делают и в детском саду (воспитатели, руководители кружков), и в школе (учителя, классные руководители, педагоги групп продленного дня, руководители кружков, студий, клубов, спортивных секций). Таким образом, уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей.
Получив профессию, уже взрослый человек в течении жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль своей деятельности, может быть, менять и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое и дополнительное образование. И он опять попадает в сферу педагогической деятельности.
Каждый человек, так или иначе, становится объектом педагогической деятельности. Это необычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного, цивилизованного развития деятельность.
Бел Кауфман писала об учителях, «которые упорно поднимаются вверх по нескончаемой лестнице»:
«…
И все равно
каждому из нас встретился
хотя бы один учитель,
которого мы никогда
не забудем, учитель,
который открыл нам
глаза, изменил нашу
жизнь, раздвинул стены
класса. Их много – безвестных,
никем не прославленных
и не возвеличенных,
кто своим чудесным
даром прививает детям
любовь к познанию, и
эта любовь живет в них
до самого конца».
На каждой ступени обучения человек должен усвоить определенное содержание образования, соответствующее его возрасту и уровню развития. Помогает усвоить это содержание, руководит этим процессом учитель – специалист, получивший профессиональное образование. Именно он в первую очередь ответствен за то, чтобы образование обеспечило:
Непрофессиональная
педагогическая деятельность
Профессией называют род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющейся источником существования человека. В Мире огромное количество различных профессий, никто не сможет сказать, сколько именно. Профессия педагога относится к стабильным, востребованным видам труда.
Поскольку содержание педагогической деятельности является обучение и воспитание, в ее орбиту в течение жизни каждый человек попадает неоднократно. На нашем жизненном пути возникают ситуации и встречаются люди, которые нас и учат, и воспитывают. Д.И. Писарев сказал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы».
Философ М.С. Каган считает, что у человечества есть два величайших изобретения, имеющих культурное значение. Это семья и школа. Именно в семье начинается процесс «очеловечивания» ребенка, «взращивание» в нем человека.
Родители являются первыми учителями своих детей. Платон сказал: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни». А В.Г. Белинский заметил: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?».
Родители
занимаются воспитанием своих детей
без четко прописанной
У современной семьи сохранились традиционные образовательно-воспитательные средства: чтение, беседы, различного рода обсуждения, прогулки, экскурсии, поездки, совместные дела; и в то же время появились новые: радио, телевидение, интернет, современные средства транспорта и связи. Родители могут совместно с детьми прослушивать и обсуждать полезные радио- и телепередачи; в конце дня могут обсудить, что ребенок читал, что узнал нового, с какими трудностями столкнулся на уроках и т.д. Всё это очень важно для развития образовательной мотивации и познавательных интересов детей.
Педагогический талант родителей не гарантирует успешного воспитания ребенка. Знание, понимание детей, доверительные отношения, взаимная привязанность – вот необходимые условия для педагогической деятельности родителей.
Педагогическая деятельность
как профессия
Каковы основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Прежде всего, она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизни ребенка:
Учитель
должен перейти от роли «солиста»
на уроке к роли «аккомпаниатора»
и сместить центр тяжести с распространения
информации на содействие учащимся в поиске,
организации знания, направлять их, а не
подгонять под шаблон.
Педагогическое
мастерство
А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации», - А.С. Макаренко.
Педагогическая
биография учителя
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.
Информация о работе Педогогическая деятельность и педогагическое мастерство