Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:01, курсовая работа
Все классические педагогические учения – Квинтилиана, Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинкого – основываются не на науке, а на Вере в самое Высшее – в Творца. На Идеале, Идее, на Убежденности. И потому каждый великий мыслитель есть не родоначальник педагогической науки, а лишь продолжение того, что описано в Священном Писании.
Таким образом, педагогическая система наших предков зарождалась в тесной связи со Священным Писанием. Но при этом учитывалось не истинное значение сути Ветхого и частично Нового Завета, а лишь внешняя, основанная на обрядности и строгой подчиненности традициям. Но с развитием общества, развивалась и педагогическая идея, а вместе с ней и роль Писания в социальной структуре общества.
2.2 Библия в современном обществе.
Если при зарождении педагогической системы, Библия играла фундаментальное значение, то сейчас все совсем наоборот. В современном обществе продолжаются беспрецедентные по размаху реформы, затрагивающие все без исключения стороны политической, социальной, экономической и нравственной жизни страны. Незначительные позитивные результаты этих нововведений и преобразований, наметившиеся в последние годы, омрачаются деструктивными тенденциями, которые можно охарактеризовать как кризис нравственности и бездуховности семьи, молодежи и общества. В наиболее явном виде этот кризис проявляется в следующем:
1. Дисбаланс
социальных идеалов, который
2. Общий рост социальной агрессии. Эта негативная тенденция наиболее ярко выражена у подрастающего поколения и проявляется в формах культа силы и насилия, неадекватной агрессивности и немотивированной жестокости. В стране сохраняется недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности и правонарушений.
3. Бездуховность подрастающего поколения стала почвой для распространения наиболее опасных и разрушительных форм оккультизма, сектантства, наркомании и половой распущенности. [4]
Нет оснований сомневаться, что объективно складывающаяся в молодежной субкультуре система социальных идеалов, ценностей и интересов деструктивна, а подчас социально опасна.
Искажение религиозно-нравственного сознания (определяющего нравственный выбор); эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у молодежи и подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения носит драматический характер, о чем свидетельствуют статистические данные средств массовой информации.
При сохранении существующих тенденций в нашем обществе даже позитивные изменения в политической, экономической и социальной сферах не могут положительно повлиять на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостное оздоровление общества и выход его из кризисного состояния возможны лишь при обращении к духовным ценностям народа и историко-культурному наследию. Сама история государства, письменности, культуры, искусства, экономики, общественного уклада жизни и воспитания формировалась под тенью Православия. Без всякого преувеличения можно сказать, что Христианство явилось исторической первоосновой. Особый уклад и образ жизни, имеющий главным ориентиром учение Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. [7,52]
Современная семья,
как правило, безукладна и живет
вне церковной традиции, все более
становясь неспособной к
Современная светская школа, к сожалению, секулярна. Она стоит и хочет стоять вне религиозной жизни, в отрыве от Библии, вновь выдвигая идеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научного мировоззрения, сохраняя свой гуманистический курс. Поэтому сейчас как никогда перед обществом стоит задача духовно-нравственного и культурно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Без обращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно вполне оценить кризисное состояние общества, семьи и современной школы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу Церкви и ее учению. Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.
Как известно, воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он впитывал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.
Еще более важную – освященную – роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни – к вероучению, к богослужению, к Таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.
Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества. Безучастность одного из этих трех институтов в попечении о «малых сих», как правило приводит к ущербности в воспитании.
Следует отметить, что сейчас на этом пути чрезвычайно важно триединое сотрудничество государственной школы, семьи и Церкви в их педагогическом попечении о подрастающем поколении детей. Церковная педагогика может обогатить государственную опытом развития духовно-нравственного уклада жизни в многовековой православной традиции, воспитании целостно-гармонической личности, христианским миропониманием. А государственная педагогика – дополнить церковную разработанными научными концепциями, методиками и подходами преподавания.
Назрела необходимость создания целостной концепции Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки.
Сущность педагогики – душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего, обратимся к пониманию сущности, к назначению и цели педагогики в христианском осмыслении, главной отличительной особенности и ее категорий. В древнегреческом обществе педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот же смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Библия, а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей.
А) …Вы называете Меня Учителем и Господом (Ин. 13:13);
Б) …не многие делайтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос.
Назначение педагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления.
Направленность педагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь.
Цель христианской педагогики – приблизить детей к Богу, посредством изучения Библии.
Исходными категориями педагогики являются понятия главного ее предмета и цели. Между этими категориями и выстраивается траектория всего педагогического процесса.
Главным предметом
православной педагогики является человек
(ребенок) – развивающаяся богоподобная
личность с присущими ей психовозрастными,
половыми и наследственными особенностям
Согласно православной догматике, назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной.
О цели христианского воспитания коротко и ясно писал в прошлом веке архиеп. Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно между собою…», как двуединая цель православной педагогики. «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды… Главного и последнего нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением Евангельской правды, повседневных наших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил» (Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898. С.178).
Во всех своих основоположениях и принципах православная педагогика как педагогика воцерковленная опирается теоретически на Библию и учение Церкви. Ведь Библия способна ответить на вопросы, которые всегда интересовали человека. Выделяют следующие, наиболее фундаментальные вопросы:
«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 послание Тимофею 6,16)
Согласно Библии
Бог это незримая сила, окружающая
нас. Бог проявляется через
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их. Ибо он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Псалтырь 32: 6,9)
Господь сотворил землю и всех, кто её заселяет, в том числе и человека, которого поселил в Эдемском саду.
«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.» (Книга Иова 33,4)
В Ветхом Завете сказано, что жизнь сокрыта в Боге. Он – жизнедатель, Он дает жизнь всякому существу. И без него мир превратился бы в мертвую, глухую могилу. Но вместе с этим, Бог дарует и жизнь вечную тем, кто ведет жизнь праведную.
«Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий…» (Псалтырь 7,12)
Согласно Писанию, Бог – судия справедливый. И если земные судья могут ошибиться, то Бог всегда судит верно, по законам, изложенным в Священном Писании.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь…» (1 послание Иоанна 4,16)
В Библии указаны два закона любви, второй из них не раз использовался многими философами и мыслителями:
«Всякая неправда есть грех…» (1 послание Иоанна 5,17)
«Непослушанием одного человека сделались многие грешными…» (Послание Римлянам 5,19)
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденный младенец, возлюбите чистое молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 послание Петра 2, 1-2)
Но Библию нельзя рассматривать как простую энциклопедию. Это скорее книга многовекового опыта человечества, его идейная основа. Именно поэтому в последнее время много внимания уделяется взаимосвязи Церковных учений и школы. Ведь именно Церковь учит детей главным христианским ценностям: честности, совестливости, состраданию, смирению, щедрости, самоотверженности, покаянию, доброжелательности, милосердию, любви.
Все они имеют антиподы: честность – лживость, сострадание – равнодушие, любовь – ненависть и т.д.[6,32]
Поэтому существуют Библейские Заповеди, обязательные для исполнения, ибо они предостерегают человека от губительных антиподов и не случайно именуются «нравственным кодексом человечества».
Библейские Заповеди – это, несомненно, также духовная христианская ценность, как профилактика и предупреждение зла. Библейские Заповеди – это духовная христианская ценность, обеспечивающая человеку, при наличии в нем положительных нравственных качеств, счастливое существование.
Нравственные христианские ценности потому именуются христианскими, что являются первоосновой духовного богатства людей, исповедующих христианскую религию, и почерпнуты из «Книги жизни и на всю жизнь» - из Библии. На протяжении двух тысячелетий истории человечества именно Библия определяла стратегию и тактику, теорию и практику воспитания совершенной человеческой личности.
«Есть книга, — написал незадолго до смерти Пушкин, — коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».