Педагогика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2)..docx

— 69.01 Кб (Скачать)

Профессионально обусловленные требования к личности педагога 

Еще в начале XX века П. Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом (рис. 1): 

Рис. 1.  

Нравственные  качества, которыми должен обладать педагог, были рассмотрены нами выше. С точки  зрения православной педагогической мысли  они являются иерархически более  важными. Однако педагогу для квалифицированного выполнения своих обязанностей необходимо овладеть и рядом специальных  свойств. Профессионально обусловленные  требования к учителю суммированы  в понятии «профессиональная  готовность» к педагогической деятельности, под которой мы будем понимать обратившуюся в навык склонность к образованию детей, соединенную  с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем. 

«Если общение  с детьми, — писала С. С. Куломзина, — участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим  собой, — вы можете быть уверенны, что  у вас призвание педагога» [12, с. 102]. Такое призвание является даром  Божиим. Этот дар довольно часто  проявляется уже в детстве. Ребенок, обладающий этим даром, стремится помогать в учении другим детям, охотно делится  с ними знаниями, рассказывая просто и вразумительно; 

Содержание профессиональной готовности отражено в понятии «профессиограмма». При обосновании профессиограммы педагога перечисляют те способности личности, которые представляют собой синтез качеств ее ума, воли и чувств. Наиболее часто выделяют коммуникативные, академические, прогностические, перцептивные, дидактические, организаторские, конструктивные способности, необходимые для осуществления педагогической деятельности. 

Коммуникативные способности проявляются при  общении с детьми, коллегами, родителями, представителями общественности. Здесь  необходимо учесть тот факт, что  все это люди разных возрастных категорий, поэтому педагогу необходимо владеть  хотя бы общими представлениями о  психолого-педагогических особенностях работы с людьми разных возрастов. В  процессе общения своей реализации требуют такие личностные качества учителя, как чуткость, эмоциональная  устойчивость, умение слушать и разговаривать  и т. п. 

Дидактические способности проявляются в умении учителя передавать учащимся учебный  материал, делая его доступным, умении вызывать интерес к предмету, активизировать учащихся и т. п. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости реконструировать учебный  материал, делая его более или  менее сложным, организовать самостоятельную  работу учащихся, «дирижируя» их познавательной активностью. 

Академическими  называют способности к соответствующей  области наук. Способный учитель  знает свой предмет не только в  объеме учебного курса, а значительно  шире и глубже. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что учитель живет до тех пор, пока он учится. 

Перцептивные способности связаны с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психические состояния. 

Организаторские способности — это, с одной  стороны, умение учителя организовать учащихся, вовлечь их в те или  иные формы учебно-воспитательного  процесса, а, с другой стороны, умение организовать самого себя на выполнение определенной работы (осуществить планирование и самоконтроль). 

Прогностические способности выражаются в предвидении  последствий своих действий, в  воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка. 

Конструктивные  способности проявляются в создании творческой атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в чувствительности к наиболее оптимальному построению уроков и воспитательных мероприятий.

Информация о работе Педагогика в современном мире