Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:25, реферат
Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.
Профессионально
обусловленные требования
к личности педагога
Еще в начале
XX века П. Ф. Каптерев выделил объективные
и субъективные факторы, необходимые для
педагогической деятельности. В общем
виде эта структура качеств может быть
представлена следующим образом (рис.
1):
Рис. 1.
Нравственные
качества, которыми должен обладать педагог,
были рассмотрены нами выше. С точки
зрения православной педагогической мысли
они являются иерархически более
важными. Однако педагогу для квалифицированного
выполнения своих обязанностей необходимо
овладеть и рядом специальных
свойств. Профессионально обусловленные
требования к учителю суммированы
в понятии «профессиональная
готовность» к педагогической деятельности,
под которой мы будем понимать
обратившуюся в навык склонность
к образованию детей, соединенную
с некоторым прирожденным талантом, т.
е. умением руководствоваться здравым
рассудком и истинно благочестивым христианским
сердцем.
«Если общение
с детьми, — писала С. С. Куломзина,
— участие в их росте и развитии
духовно обогащает вас, если вы чувствуете,
что в этом общении сами растете,
делаетесь все более самим
собой, — вы можете быть уверенны, что
у вас призвание педагога» [12,
с. 102]. Такое призвание является даром
Божиим. Этот дар довольно часто
проявляется уже в детстве. Ребенок,
обладающий этим даром, стремится помогать
в учении другим детям, охотно делится
с ними знаниями, рассказывая просто
и вразумительно;
Содержание профессиональной
готовности отражено в понятии «профессиограмма».
При обосновании профессиограммы педагога
перечисляют те способности личности,
которые представляют собой синтез качеств
ее ума, воли и чувств. Наиболее часто выделяют
коммуникативные, академические, прогностические,
перцептивные, дидактические, организаторские,
конструктивные способности, необходимые
для осуществления педагогической деятельности.
Коммуникативные
способности проявляются при
общении с детьми, коллегами, родителями,
представителями
Дидактические
способности проявляются в
Академическими
называют способности к соответствующей
области наук. Способный учитель
знает свой предмет не только в
объеме учебного курса, а значительно
шире и глубже. Еще К. Д. Ушинский
отмечал, что учитель живет до
тех пор, пока он учится.
Перцептивные способности
связаны с умением видеть внутренний мир
ребенка, понимать его психические состояния.
Организаторские
способности — это, с одной
стороны, умение учителя организовать
учащихся, вовлечь их в те или
иные формы учебно-воспитательного
процесса, а, с другой стороны, умение
организовать самого себя на выполнение
определенной работы (осуществить планирование
и самоконтроль).
Прогностические
способности выражаются в предвидении
последствий своих действий, в
воспитательном проектировании развития
тех или иных качеств личности
ребенка.
Конструктивные
способности проявляются в