Педагогика в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2)..docx

— 69.01 Кб (Скачать)

Украинская Инженерно-Педагогическая Академия 
 
 
 
 
 
 

                    Реферат на тему: 
 

«Педагогика в современном мире» 
 
 
 
 
 
 

Студента  группы

ДИТ-Е10-1

Пустоногова Сергея          

                        

                                 

                                

                                   Харьков 2011 

ВВЕДЕНИЕ 

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает  других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое  время его воспитательное влияние  на других возвращается к нему снова  через человеческие взаимоотношения  и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни  одну из сложнейших общественных функций  — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений. 

Педагогика —  сложная наука. Как и любая  другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или  правил. Наука выделяет главное в  педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область  педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное  многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в  том, что в основе всех этих явлений  и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие  которых и составляет задачу педагогики как науки. 

На сегодняшний  день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного  разнообразия учебников, учебных пособий  и практикумов. Одни из них ориентированы  на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п. 

Среди прочих, в  современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления  педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся  в российском обществе ситуацией, которая  такова, что образование наше как  никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь  опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом  осмыслении и научном обосновании. 

Религиозное обоснование  педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской  Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке. 

Учебное пособие  «Теоретическая педагогика» написано с твердой уверенностью автора в  том, что самое лучшее в педагогике как науке о воспитании основано на достижениях прошлого. Опыт организации  процесса духовно-нравственного становления  личности мы находим в Священном  Писании, творениях святых отцов  и учителей Церкви, работах православных богословов, религиозных философов, педагогов. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные опытом формулы воспитательной деятельности, которые в полной мере могут обеспечивать воспитание христианина. Много ценного в плане теоретического обобщения и практического применения накопила современная светская педагогика, и ее опыт ни в коем случае не может быть полностью отвергнут. Забыть то или другое учение и пытаться строить новые теории без учета достижений прошлого — значит создавать здание без фундамента. Обосновывая теоретические основы педагогики в контексте Православной культурной традиции, мы не только предлагаем соответствующую концепцию организации процесса воспитания, но и анализируем возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе. 

В предлагаемой первой части пособия основное внимание уделено рассмотрению теоретических  основ и методики организации  воспитательного процесса. Теоретические  знания о сущности процесса становления  личности раскрываются в максимально  возможном приближении к практике воспитательной работы в православно  ориентированных условиях.

 

  Педагогическая профессия  в современном  мире

Общая характеристика педагогической профессии 

Принадлежность  человека к той или иной профессии  проявляется в особенностях его  деятельности и образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, как правило, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и  ответственности. К особенностям деятельности педагога относится преобразующий  и одновременно управляющий характер его труда. Имея в качестве цели своей  деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять  процессом ее духовного, интеллектуального, физического и т. п. развития. Таким  образом, педагогическая профессия  требует двойной подготовки —  знания антропологических и психологических  особенностей человека с одной стороны, и вооружение специальными знаниями в области методики воспитания и преподавания, с другой стороны. В суммарном остатке педагог должен знать для себя ответы, по крайней мере, на такие вопросы, как: «Что есть человек?», «Каково его предназначение на земле?», «Каким образом он может достигнуть своего назначения?», «Что при этом делает природа, а что Благодать?», «Что может сделать воспитатель?», «Какие средства в деле воспитания необходимо использовать?», «Какие есть наилучшие методы для достижения поставленных целей воспитания?» и т. п. 

Педагогическая  деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда  учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого  отношения к своей деятельности. При этом необходимо учитывать тот  факт, что в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание чего-либо нового ценного. Творчески  работающий педагог может создать, например, свою педагогическую систему, но она будет лишь средством для  получения наилучшего результата в  деле обучения и воспитания. Творчество педагога возникает не само по себе, а на основе накопленного опыта работы, предметных и психолого-педагогических знаний, умений, навыков и т. п. Творчески  работающего учителя отличают такие  качества, как самостоятельность, стремление к усовершенствованию своих знаний, целеустремленность, наблюдательность, чувствительность и т. п.

Спектр  педагогических профессий  в современном  мире 

В настоящее  время в сфере образования  наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Как следствие данного процесса значительно расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности — «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» [22, с. 20]. В рамках педагогической специальности возникают педагогические специализации как определенный вид деятельности. 

Основанием разделения педагогических специальностей являются: 

а) различные  предметные области знаний, науки, культуры, искусства (например, математика, язык, физика, биология и т. п.); 

б) возрастные периоды  развития личности (дошкольный, младший  школьный и т. п.); 

в) особенности  развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения  слуха, зрения и т. п.).

Сущность  педагогической деятельности в свете православного  мышления 

Педагогическую  деятельность в свете православного  мышления нельзя определить как свод правил, поскольку она представляет собой особый вид деятельности по вслушиванию в Промысел Божий  о том, кто доверен педагогу. По этому поводу в некотором роде справедливым является замечание Л. Н. Толстого о том, что каждая человеческая душа должна пройти свой путь, что внешне невозможно устранить того, что растет изнутри. Чрезвычайно важно с  этой точки зрения умение родителя, воспитателя, педагога слушать внутренний закон роста души ребенка. Профессор  Свято-Сергиевского Православного  Института в Париже, протопресвитер Василий Зеньковский по этому  поводу отмечал, что «лучше не иметь  никакой системы воспитания,…  чем делать то, что насильственно  должно его (ребенка — Авт.) переделать и только испортить. Тайна человеческого  роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в  этом ребенку, — делает лучше, чем  тот, кто что-то навязывает» [7, с. 25]. 

Однако это  вовсе не означает того, что в  душу ребенка нельзя ничего вносить, поскольку, если не внесут близкие ребенку  люди, то внесет улица, окружающая среда, которая не всегда благоприятна. «Право внесения» должно быть у родных ребенка  и его воспитателей. Именно они  в первую очередь должны передать ребенку накопленные предыдущими  поколениями опыт, культуру, традиции, веру, создавая условия для его личностного становления и развития. В этом и заключается смысл педагогической деятельности, которую можно представить как единство цели, мотивов, действий и результата. 

Цель педагогической деятельности в свете православного  мышления неотделима от цели жизни  верующего человека. Христианство, в отличие от строгих предписаний  Ветхозаветного времени, внесло в нашу жизнь главный закон — закон  любви. Именно заповеди: «Возлюби Господа  Бога твоего всем сердцем твоим и  всею душею твоею и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:36–40) являются конечной целью христианской жизни и воспитания.

Основные  виды и структура  педагогической деятельности 

Традиционно основными  видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. 

Воспитательная  работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование  деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Преподавание определим как один из видов воспитательной работы, связанный с управлением  познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, понятия «воспитательная  работа» и «преподавание» не тождественны: первое из них является родовым по отношению ко второму. Подобное понимание  соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл  идеи прот. Василия Зеньковского об «обучающем воспитании», главной своей задачей ставящем помощь ребенку в его духовном становлении, а не обучении [7, с. 61–63]. 

Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитательную работу. 

1. Преподавание  обычно имеет жесткие временные  ограничения, строго определенную  цель и варианты ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение цели в рамках определенной организационной формы или временного периода. Воспитательная работа, хотя и может быть формально облачена в ту или иную организационную форму, на самом деле ее не имеет, поскольку воспитательные моменты присутствуют в педагогической деятельности повсеместно. Достижение же целей воспитательной работы вообще может откладываться на неопределенный срок. 

2. Содержание  обучения и логику преподавания  можно строго определить в  той или иной последовательности, чего невозможно добиться в  воспитательном процессе. Поэтому  и планирование воспитательной  работы возможно лишь в общих  чертах, например: «воспитание чувства  долга и ответственности по  отношению к людям и порученному  делу», «воспитание любви к  природе» и т. п. 

Информация о работе Педагогика в современном мире