Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:25, реферат
Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам.
Украинская
Инженерно-Педагогическая
Академия
Реферат
на тему:
«Педагогика
в современном мире»
Студента группы
ДИТ-Е10-1
Пустоногова
Сергея
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек,
живущий в обществе, является своего
рода воспитателем. Он воспитывает
других своим отношением к ним, своими
делами, мыслями, идеями. Через некоторое
время его воспитательное влияние
на других возвращается к нему снова
через человеческие взаимоотношения
и поступки. Таким образом, каждый
из нас выполняет в своей жизни
одну из сложнейших общественных функций
— функцию воспитания. Значит, каждый
должен знать основы науки о становлении
и воспитании личности — педагогики,
чтобы давать другим то, что ожидает от
них для себя, получить от них то, что отдает
им сам. В этом и состоит сущность процесса
практического воспитания. Но при организации
данного процесса важно не столько то,
что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая
наука как раз и раскрывает такие пути
и способы осуществления воспитательного
влияния, которые обеспечат его наибольшую
эффективность, она объясняет, как достигается
нужный результат воспитания, почему возникают
те или иные проблемы, указывает пути преодоления
типичных затруднений.
Педагогика —
сложная наука. Как и любая
другая наука, она не сводится к описанию
конкретных ситуаций, примеров или
правил. Наука выделяет главное в
педагогических отношениях, раскрывает
причины и следствия
На сегодняшний
день изучение педагогики в высшей
школе характеризуется
Среди прочих, в
современной педагогике существует
направление, обращенное к духовно-нравственным
основаниям образования и базирующееся
на фундаменте Православных культурных
традиций. Развитие этого направления
педагогической мысли является, на
наш взгляд, наиболее перспективным.
Это обусловлено сложившейся
в российском обществе ситуацией, которая
такова, что образование наше как
никогда нуждается в духовно-
Религиозное обоснование
педагогики, обращение современного
педагога к православной точке зрения
на нее является, как отмечает заведующий
кафедрой православной педагогики Самарской
Православной Духовной семинарии, прот.
Евгений Шестун, не проблемой разума, а
выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс
во многом затрудняется боязнью всякого
насилия над личностью, порожденного со
времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней
традицией поиска духовного опыта внецерковными
методами. Особенность современной секуляризованной
педагогики заключается в отрицании Бога
при созревании ребенка. Дело воспитания
здесь сводится к ограничению только тем,
что вмещает разум. Это традиция построения
педагогики без религии, идущая еще со
времени эпохи Просвещения, на место Бога
ставит исключительно силу разума. Однако
опыт духовной жизни людей говорит нам
о том, что человека нельзя сводить к сознанию,
мышлению и рассудку. Забота только о развитии
ума часто бывает источником душевных
искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо
проявлять внимание к воспитанию души
в целом, поэтому православный подход
к решению педагогических проблем предполагает
прежде всего духовное и нравственное
осмысление педагогический явлений и
процессов, следование религиозным представлениям
о человеке.
Учебное пособие
«Теоретическая педагогика» написано
с твердой уверенностью автора в
том, что самое лучшее в педагогике
как науке о воспитании основано
на достижениях прошлого. Опыт организации
процесса духовно-нравственного
В предлагаемой
первой части пособия основное внимание
уделено рассмотрению теоретических
основ и методики организации
воспитательного процесса. Теоретические
знания о сущности процесса становления
личности раскрываются в максимально
возможном приближении к
Педагогическая профессия в современном мире
Общая
характеристика педагогической
профессии
Принадлежность
человека к той или иной профессии
проявляется в особенностях его
деятельности и образе мышления. Педагогическую
профессию из ряда других выделяют,
как правило, по образу мыслей ее представителей,
повышенному чувству долга и
ответственности. К особенностям деятельности
педагога относится преобразующий
и одновременно управляющий характер
его труда. Имея в качестве цели своей
деятельности становление и преобразование
личности, педагог призван управлять
процессом ее духовного, интеллектуального,
физического и т. п. развития. Таким
образом, педагогическая профессия
требует двойной подготовки —
знания антропологических и
Педагогическая
деятельность, как и любая другая,
имеет не только количественную меру,
но и качественные характеристики.
Содержание и организацию труда
учителя можно правильно
Спектр
педагогических профессий
в современном
мире
В настоящее
время в сфере образования
наблюдается достаточно устойчивая
тенденция к
Основанием разделения
педагогических специальностей являются:
а) различные
предметные области знаний, науки, культуры,
искусства (например, математика, язык,
физика, биология и т. п.);
б) возрастные периоды
развития личности (дошкольный, младший
школьный и т. п.);
в) особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения и т. п.).
Сущность
педагогической деятельности
в свете православного
мышления
Педагогическую
деятельность в свете православного
мышления нельзя определить как свод
правил, поскольку она представляет
собой особый вид деятельности по
вслушиванию в Промысел Божий
о том, кто доверен педагогу. По
этому поводу в некотором роде
справедливым является замечание Л.
Н. Толстого о том, что каждая человеческая
душа должна пройти свой путь, что внешне
невозможно устранить того, что растет
изнутри. Чрезвычайно важно с
этой точки зрения умение родителя,
воспитателя, педагога слушать внутренний
закон роста души ребенка. Профессор
Свято-Сергиевского Православного
Института в Париже, протопресвитер
Василий Зеньковский по этому
поводу отмечал, что «лучше не иметь
никакой системы воспитания,…
чем делать то, что насильственно
должно его (ребенка — Авт.) переделать
и только испортить. Тайна человеческого
роста настолько индивидуальна,
что тот, кто только помогает в
этом ребенку, — делает лучше, чем
тот, кто что-то навязывает» [7, с. 25].
Однако это
вовсе не означает того, что в
душу ребенка нельзя ничего вносить,
поскольку, если не внесут близкие ребенку
люди, то внесет улица, окружающая среда,
которая не всегда благоприятна. «Право
внесения» должно быть у родных ребенка
и его воспитателей. Именно они
в первую очередь должны передать
ребенку накопленные
Цель педагогической деятельности в свете православного мышления неотделима от цели жизни верующего человека. Христианство, в отличие от строгих предписаний Ветхозаветного времени, внесло в нашу жизнь главный закон — закон любви. Именно заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:36–40) являются конечной целью христианской жизни и воспитания.
Основные
виды и структура
педагогической деятельности
Традиционно основными
видами педагогической деятельности являются
воспитательная работа и преподавание.
Воспитательная
работа направлена на организацию воспитательной
среды, на управление и контролирование
деятельности детей в соответствии
с поставленной целью. Преподавание
определим как один из видов воспитательной
работы, связанный с управлением
познавательной деятельностью учащихся.
Таким образом, понятия «воспитательная
работа» и «преподавание» не тождественны:
первое из них является родовым по
отношению ко второму. Подобное понимание
соотношения воспитательной работы
и преподавания раскрывает смысл
идеи прот. Василия Зеньковского об «обучающем
воспитании», главной своей задачей ставящем
помощь ребенку в его духовном становлении,
а не обучении [7, с. 61–63].
Сравним
в общих чертах
деятельность преподавания
и воспитательную
работу.
1. Преподавание
обычно имеет жесткие
2. Содержание
обучения и логику