Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
2. Педагогика как наука……………………………………………………………………………….7
3. Предмет педагогики, ее функции………………..………………………………………..15
4. Основные категории педагогики……………………………………………………………18
5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26
Заключение ………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.99 Кб (Скачать)

  Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

  Особое  значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

  Педагогика  пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.

  Наибольшее  значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

  Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.

  Социальная  психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

  Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в научной разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.

  Связана педагогика и с кибернетикой наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

  Особое  место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики — народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.

  Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область 
исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других 
дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходя- 
щего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком 
в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной чело- 
веческой личности. 

  Анализ  связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

  • творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);
  • применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;
  • участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).

  Педагогика  использует материалы и данные смежных  наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

  Таким образом, педагогика является частью общей  культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность. [2,c.13-16] 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Целью данного реферата явилось изучение педагогики как системы педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке, рассмотрение ее функций и категорий. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

     Термин  педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В  дальнейшем значение этого термина  было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения  и имеющих для этого специальную  подготовку. В отдельную отрасль  знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Спектр ответвлений «педагогик»  расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему  педагогических наук.

     В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. Современный  этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан  на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с  другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

     Как любая наука, педагогика включает в  себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области  обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения  фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях  и закономерностях; реализуются  предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных  общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие  научного и практического подтверждения.

     В современных условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального  развития, так как современная  система образования и воспитания касается практически всех людей  и педагогика включает в себя все  звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку  объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится  к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке