Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:52, реферат
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
2. Педагогика как наука……………………………………………………………………………….7
3. Предмет педагогики, ее функции………………..………………………………………..15
4. Основные категории педагогики……………………………………………………………18
5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26
Заключение ………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………………………………34
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в научной разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.
Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики — народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.
Все
это свидетельствует, что педагогика,
имея свой предмет и область
исследования, тесно связана с рядом смежных
наук. В отличие от других
дисциплин, изучающих отдельные стороны
развития человека, происходя-
щего под влиянием разных факторов, педагогика
занимается человеком
в целом и ищет наиболее действенные пути
формирования целостной чело-
веческой личности.
Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:
Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.
Таким
образом, педагогика является частью общей
культуры человечества. Разрабатываемые
ею концепции образования, воспитания
и обучения имеют научную и общекультурную
ценность. [2,c.13-16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного реферата явилось изучение педагогики как системы педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке, рассмотрение ее функций и категорий. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Термин
педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos
- вести) дословно обозначает «детовождение».
Педагогами в Древней Греции называли
рабов, сопровождавших детей рабовладельцев
по дороге в школу и из нее. В
дальнейшем значение этого термина
было переосмыслено - так стали называть
наставников, лиц, занимавшихся воспитанием,
обучением подрастающего
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Как
любая наука, педагогика включает в
себя фактический материал, полученный
в результате длительных наблюдений,
экспериментов и опытов в области
обучения и воспитания. На данной основе
осуществляются научные обобщения
фактического материала, выражающиеся
в понятиях, принципах, методах, теориях
и закономерностях; реализуются
предположения-гипотезы, прогнозирующие
новые способы решения
В
современных условиях педагогику рассматривают
как науку и практику обучения
и воспитания человека на всех возрастных
этапах его личностного и