Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
2. Педагогика как наука……………………………………………………………………………….7
3. Предмет педагогики, ее функции………………..………………………………………..15
4. Основные категории педагогики……………………………………………………………18
5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26
Заключение ………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.99 Кб (Скачать)

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

     Таким образом, диалектическое отношение  «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие  деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.      

     В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:  развивающее, проблемное, модульное, программированное  обучение.        

     Третья  категория педагогики — «образование» понимается как:         

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

     Вся совокупность образовательных (или  учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

     На  протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные  учреждения. К ним относятся: детские  сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

     Как соотносятся три главные категории  педагогики?

     По  данному вопросу существуют различные  точки зрения, что характерно для  объективного процесса развития любой  науки. Примером могут послужить  теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

     В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

     Если  «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем  «обучения».

Порой имеют  место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

    В Законе «Об образовании» последнее  трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как  «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное  рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

     Это значит, что обучение, воспитание и образование  можно рассматривать  как особым образом  организованную деятельность, результатом которой  является развитие человека.

     Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

    Если  же воспитанник начинает ставить  перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

    Педагогика  представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    Объединяющим  началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива.

    Как любая наука, «педагогика» имеет  свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

    Какое место занимает педагогика в человекознании?

    Педагогика  взаимосвязана с такими областями  философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

    Педагогика  и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

    Педагогика  связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации  экономического образования современного человека.

    Взаимосвязь педагогики и психологии является уже  традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

    Формы и типы связей педагогики с другими науками  разнообразны:

1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования  в процессе развития;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

   Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

   В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. [1,c.24-27] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Связь  педагогической науки  с другими науками  о человеке

  Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.

  Человека  как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром — психологические науки.

  Рассмотрим  более подробно связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

  Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. От системы философских взглядов (материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

  У философии  и педагогики имеется ряд общих  вопросов и проблем, в том числе:

  • проблемы цели воспитания;
  • проблемы формирования мировоззрения;
  • взаимосвязь коллектива и личности;
  • гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

  Педагогика  также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.

  Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

  Теснейшим образом связана педагогика и  с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших педагогических задач, как:

  • определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;
  • определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;
  • определение затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и т. д.

  В решении  этих вопросов педагогика и экономика  опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смерти, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно решение проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей.

  Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой педагогики и психологии.

  Педагогика  опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.

  Особенно  большое значение для решения  конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке