Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:52, реферат
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Общее представление о педагогике как науке……………………………………….4
2. Педагогика как наука……………………………………………………………………………….7
3. Предмет педагогики, ее функции………………..………………………………………..15
4. Основные категории педагогики……………………………………………………………18
5. Связь педагогической науки с другими науками о человеке………………26
Заключение ………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………………………………34
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.
Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.
Г.
Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете
естественнонаучного
В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы — педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Научные
исследования обеспечивают непрерывный
процесс развития педагогики и имеют
свою специфику, технологию и методику
проведения. [1 c.20-22]
3. Предмет педагогики, ее функции
Предмет
педагогики. Образование
изучает не только педагогика. Его изучают
философия, социология, психология, экономика
и другие науки. Так, например, экономист,
изучая уровень реальных возможностей
"трудовых ресурсов", продуцируемых
системой образования, пытается определить
затраты на их подготовку. Социолог хочет
знать, готовит ли система образования
людей, способных адаптироваться к социальной
среде, содействовать научно-техническому
прогрессу и социальным преобразованиям.
Философ, в свою очередь, применяя более
широкий подход, задается вопросом о целях
и общем предназначении образования -
каковы они сегодня и какими должны быть
в современном мире. Психолог изучает
психологические аспекты образования
как педагогического процесса. Политолог
стремится определить эффективность государственной
образовательной политики на том или ином
этапе развития общества и т.д.
Вклад
многочисленных наук в изучение образования
как социального феномена, бесспорно,
ценный и необходимый, но эти науки
не затрагивают сущностные аспекты
образования, связанные с повседневными
процессами роста и развития человека,
взаимодействием педагогов и
учащихся в процессе этого развития
и с соответствующей ему
Предмет
педагогики - это
образование как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-воспитательных
учреждениях). Педагогика в этом случае
представляет собой науку, изучающую сущность,
закономерности, тенденции и перспективы
развития педагогического процесса (образования)
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни.
На
этой основе педагогика разрабатывает
теорию и технологию его организации,
формы и методы совершенствования
деятельности педагога (педагогическая
деятельность) и различных видов
деятельности учащихся, а также стратегий
и способов их взаимодействия.
Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом
- выявление состояния
прогностическом
- экспериментальные исследования педагогической
действительности и построение на их
основе моделей преобразования этой
действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая
функция педагогики предлагает также
три уровня реализации:
проективный,
связанный с разработкой
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный,
предполагающий оценку влияния результатов
научных исследований на практику обучения
и воспитания и последующую коррекцию
во взаимодействии научной теории и
практической деятельности. [4,c.50-53]
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В период становления
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В
современной науке под «
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;