Педагогика среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Сущность и структура педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Работа содержит 1 файл

спо ВК.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

    Связь теории с практикой - принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать.

    Систематичность и последовательность - соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно.

    Сознательность, активность, самодеятельность - принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние.

    Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему - принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

    Таким  образом, принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей; но в то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики.

    Отражением взаимосвязи обучения,  воспитания и развития стало появление "новых" принципов,  таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения,  единство обучения и воспитания.

До недавнего  времени в рамках функционального  подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то,  что они имеют единую методологическую основу. В контексте  целостного педагогического процесса целесообразно выделение  двух групп  принципов: организации педагогического  процесса и руководства деятельностью  воспитанников.

    С принципами  педагогического процесса тесно связаны педагогические правила.  Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности.  Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической  ситуации.

4. Этапы и условия  построения целостного  педагогического  процесса   

   Наиболее общим условием становления педагогического процесса до уровня целостности является направленность деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей и развивающейся жизнедеятельности школьников на принципах коллективизма, создание в этой жизни ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельности личностного смысла и его соотнесения с общественными интересами.

   Обеспечение гармонического соотношения учения, общественно-полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию "гармонической целостности" личности, ее интеллектуального, нравственно-эстетического и физического развития.

    В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев.

    В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. Когда процесс или его отдельная часть проходят все эти этапы, процесс завершается, а потом в новом процессе все начинается сначала.

    На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие

условия для  его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.

    Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без

диагностики. Ее главная цель получить ясное представление  о тех причинах,

которые будут  помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

    Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще

до начала процесса оценить его   возможную результативность в имеющихся

конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее

теоретически  взвесить и рассчитать параметры  процесса.

    Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план – итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

     Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности детей;

- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.  

    Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

   Важную роль на этом этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог придает приоритетное значение. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

   Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом — этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и

организованном  процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся.

   Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта.  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации, тем не менее пересекаются друг с другом, должны совпадать во времени и существовать в целостном единстве.                                        

   Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1.    Педагог в своей работе должен учитывать сущность и структуру педагогического процесса как целостного явления.

2.    Педагогу  надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения,

а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

3.    Педагогу целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности ребенка, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация воспитательно -образовательного или учебного процесса).

4.    Педагог должен видеть противоположные стороны, сопряженные,

взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

  Но правильное представление о сущности и характере целостного педагогического процесса, его закономерностях и условиях протекания, является лишь начальным этапом познания этого сложного явления, полнота и содержательность которого обусловлены уровнем мастерства педагогов.

Информация о работе Педагогика среднего профессионального образования