Педагогика среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Сущность и структура педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Работа содержит 1 файл

спо ВК.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

     В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.

     Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно - эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно - ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

    Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность педагогического процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

    В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

    В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов - компонентов:

- освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

- делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

- взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

- освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

    Операционально - технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению учебно -воспитательного процесса с позиций преобладания субъект - субъектных отношений.

     Таким  образом, целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности ребенка и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

3. Закономерности и  принципы педагогического  процесса 

     Правильное представление о сущности и характере целостного педагогического процесса является лишь начальным этапом познания

этого сложного явления. Обязательным и непременным  свойством любой научной теории, в том числе и данной, является ее проникновение в сущность причинно - следственных связей, тех закономерностей, которые раскрывают механизм исследуемых явлений и процессов.

     Закономерность целостного педагогического процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

     В.И. Андреев характеризовал «педагогический закон - это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы».

   Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

- связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

- связи внутри педагогического процесса;

- связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

- связи между процессами воспитания и самовоспитания;

- связи между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;

- связи между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания

(воспитателей, детских организаций, семьи, общественности  и др.).

- связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.

    Закономерности педагогического процесса обладают спецификой, которая может быть кратко охарактеризована следующим образом:

1) Прежде всего,  это закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально - деятельностные).

2) Эти закономерности  отражают необходимые, существенные  связи между основными содержательными  компонентами целостного педагогического  процесса. С их помощью устанавливаются  принципы организации и управления  педагогическими процессами, отбор  содержания воспитания и обучения; направленность взаимодействия  взрослых и детей; научно обоснованный  выбор методов и приемов целостного  педагогического процесса и т.  д. (содержательно-процессуальные).

3) Большинство  закономерностей педагогического  процесса недолговечно, они носят  исторический характер и подвержены  изменениям образовательно-воспитательных  парадигм и их сменам.

    Закономерности педагогического процесса:

1. Операционально – деятельностные

-- Содержание и характер деятельности детей определяет особенности и результаты педагогических процессов.

-- Единство и взаимосвязь внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

-- Взаимообусловленность педагогической деятельности взрослых и саморазвитие ребенка в результате содержательно насыщенной жизнедеятельности при ведущей роли воспитателей.

-- Полнота и содержательность педагогических процессов обусловлены уровнем мастерства воспитателей.

2. Содержательно – процессуальные

-- Педагогический процесс носит целенаправленный двусторонний, целостный характер.

-- Взаимосвязь и взаимообусловленность целевого, содержательного, деятельностного, операционного и результативного компонентов педагогического процесса.

-- Главная движущая сила совершенствования педагогического процесса - своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий.

-- Обусловленность целостного педагогического процесса объективным характером воспитания.

     На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на

познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы.  Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

    Принципы целостного педагогического процесса - исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

    Доступность в обучении и воспитании - принцип, согласно которому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

    Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Подразумевает гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

    Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка - реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии.

    Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

     Наглядность - принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно -практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

    Научность в обучении и воспитании - принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

    Принцип культуросообразности - максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение.

    Принцип природосообразности - исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие - главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

    Принцип сотрудничества - ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для её самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичного взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

    Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения - принцип, сущность которого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти.

Информация о работе Педагогика среднего профессионального образования