Педагогика среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Сущность и структура педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Работа содержит 1 файл

спо ВК.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Введение

   

     Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт  новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном

обществе это  осуществлялось в основном через  имитацию, повторение,

копирование поведения  взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

    Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

   Одним из главных понятий как классической, так и современной педагогики, является педагогический процесс как развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс – это целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). От педагогического процесса зависит все обучение и воспитание во всех образовательных учреждениях на каждой ступени образования.   

    Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование, главными характеристиками которого являются целостность,

общность и  единство.

1. Сущность и структура педагогического процесса 

     Педагогический процесс – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение различных задач. Это процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика.

     В  переводе с латинского «процессус» означает «движение вперед», «изменение».

    В специальной литературе педагогический процесс определяется как «специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

     Из этого определения видно, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса. Кроме того, имеется еще два компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства: материальные (устные, наглядные, технические, электронные), художественные и др.

     Системообразующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

    Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

     Динамической системе «педагог - воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической

деятельности.

     Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

     Организационная форма педагогической деятельности — это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

     Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым понимается степень достижения поставленной цели.

     Основной единицей («клеточкой») педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.

     Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, которое выражается в овладении определенными способами действия. 

     Педагогическая задача — это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.

     Педагогические задачи различаются по классам (дидактические, воспитательные), типам (оперативные, тактические, стратегические) и уровнями сложности (простые, сложные). Но все они имеют одно общее свойство - являются задачами социально-педагогического управления. Они решаются, как правило, по единой принципиальной схеме, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

- анализа ситуации и постановки педагогической задачи; 

- проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных  условий;

- осуществления плана решения задачи на практике,  включающего организацию взаимодействия,  регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

- анализа результатов решения.

    Поступательное движение  педагогического  процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических  противоречий,  являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

     Наиболее общим внутренним противоречием объективного  характера,  определяющим  движение педагогического процесса,  является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: образовательных учреждений, педагогов.

     Однако если требования слишком завышены или,  наоборот, занижены,

то  они не становятся источниками движения ребенка, а следовательно,  и всей педагогической системы к намеченной цели.  Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. 

     Это  говорит  о  необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников,  их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

     В последние годы в связи с демократизацией образования  выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте.  Это  несоответствие  между активно -деятельной  природой  ребенка и социально педагогическими условиями

его жизни. 

    Главное противоречие конкретизируется целым рядом  частных: 

- между общественными интересами и интересами личности; 

- между коллективом и личностью; 

- между сложными  явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

- между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно - воспитательного процесса и др.

     К субъективным противоречиям относятся следующие: 

- между целостностью  личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического  процесса; 

- между  отставанием процесса  генерализации  знаний  и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

- между  индивидуальным  творческим  процессом  становления личности и массово - репродуктивным  характером  организации   педагогического процесса; 

- между  определяющим  значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на  словесное  воспитание;

- между  возрастающей  ролью  гуманитарных  предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации  педагогического процесса и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Педагогический процесс  как целостное  явление 

     Педагогический процесс - это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Он реально существует как научно обоснованная развивающая и совершенствующая система "воспитатель - воспитанник", "учитель - ученик", опирающаяся на теорию возрастного развития личности и мастерство педагога.

     Педагогический процесс неразрывно связан с другими социальными процессами: экономическим, политическим, духовно - нравственным и др. Эта связь находит непосредственное проявление в его целях, задачах, содержании, педагогической деятельности и результатах. Обострение противоречий в системе одного из процессов оказывает негативное влияние на другие, что вызывает необходимость реформирования.

    Помимо других социальных процессов, на педагогический процесс определенное влияние оказывают и внешние условия — природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.

     Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых заключается в том, что социально ценностный опыт превращается в качество формируемого человека (М. А. Данилов). Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели — образовательной, развивающей и воспитательной.

     Уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств.

     Великий немецких педагог А. Дистервег, рассматривая обучение как часть, сторону воспитания, писал, что "время искусственных разделений прошло", особо при этом подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот.

     Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена

К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов  учебной деятельности. От комбинации основных элементов всякого образовательного учреждения, писал он, более всего зависит его воспитательная сила, без которой оно является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

     Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.

    Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

    Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

     В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно -развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно, разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу односторонность.

Информация о работе Педагогика среднего профессионального образования