Педагогика Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

Работа содержит 1 файл

Известный древнекитайский мудрец.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     После признания конфуцианства господствующей официальной идеологией (II в. до н.э.) этические идеи Конфуция в течение более 2 тыс. лет определяли характер и содержание образования в Китае. Однако его почитатели среди господствующего класса со временем окончательно вытравили из его педагогических идей все их достоинства: стремление научить учеников самостоятельно рассуждать и мыслить, индивидуальное развитие способностей и склонностей, уважение личности учащегося и др. Вместо живой речи восторжествовала архаичная книжная мудрость, на смену логике пришли схоластика и зубрежка. Школы стали готовить утонченных начетчиков. Конфуций был объявлен национальным гением и величайшим из мудрецов. Его портрету кланялся каждый учащийся, который переступал порог школы. Все школьники безоговорочно отдавали свою судьбу в руки учителя, который был строгим и полновластным хозяином в учебном заведении и требовал от учащихся полного повиновения. Символом учительского авторитета стала бамбуковая палка, которая красовалась на самом видном месте.

     Выхолощенные  и превращенные со временем в догму  педагогические идеи Конфуция сыграли  крайне отрицательную роль в истории  образования в Китае, что особенно проявилось в XIX в., когда Китай был  вынужден вступить в контакты с капиталистическими странами Запада. Схоластическая мудрость древних конфуцианских канонов вопреки здравому смыслу вытесняла точные и прикладные науки, ограждала китайскую школу от полезных знаний, от практической жизни. Однако в этом не было вины Конфуция. Виноват был социально-экономический строй, установившийся в Китае на многие сотни лет.

     Лучшие  и передовые умы китайского народа всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа. 

     Литература  

     1. Алексеев В.М. В старом Китае.  М., 1958.

     2. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М.. 1996.

     3. Кун Течэн. Конфуций, его жизнь, идеи и влияние. Тайбэй, 1991.

     4. Энциклопедия Нового Китая. М., 1989.

     5. Страна Хань: Очерки о культуре  Древнего Китая / Под общей  ред. Б.И. Панкратова. Ленинград, 1959.

     6. Цзяоюй яньцзю (Педагогические исследования). Пекин, 1986. N 2.

     7. Шэнь Гуаньцюнь. Воспитание и  педагогическая мысль в Древнем  Китае. Ухань, 1956.

     8. Жэньминь цзяоюй (Народное образование). Пекин, 1957. N 1.

     9. Жэньминь цзяоюй. Пекин, 1990. N 7-8.

     10. Китайский педагогический словарь:  в 12 т. Т. VI / Под ред. Гу Минюань. Шанхай, 1992.

     11. Го Цицзя. История педагогической  мысли в Китае: Учебное пособие  для университетов. Тайбэй, 1997.

     12. Ли Чанчжи. Рассказы о Конфуции. Шанхай, 1957. 

     13. Фан Сяодун, Чжан Ланьсинь. История  образования в Китае. Пекин, 1998.

Информация о работе Педагогика Конфуция