Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:48, реферат
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений. До него система образования Древнего Китая состояла из казенных школ различных ступеней, которые содержались властями и в которых в качестве учителей выступали главным образом чиновники высоких рангов. Казенные школы практически были недоступны представителям простого народа, чьим уделом считался тяжелый физический труд. В них обучались в основном дети аристократии и богатых китайцев.
Современный китайский ученый Чжу Чисинь считает, что в Древнем Китае в период "Чунь цю" ("Весна и осень", 770-478 гг. до н.э.) в системе образования произошли заметные изменения, которые связаны с появлением частных школ. Именно Конфуций положил начало этому новому типу учебного заведения [6, с. 62].
Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования [3, с. 12]. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что "в обучении не должно быть различия между людьми". Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.
Свою школу Конфуций основал в столице царства Лу - городе Цюйфу (современная провинция Шаньдун) [7, с. 12]. Школа была сравнительно большой по своим размерам и состояла из двух помещений: "тан", где ученики занимались, и "нэй", где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева, которое Конфуций очень любил. Отсюда школа получила свое название - "Син тань" ("Абрикосовый алтарь"). Она предназначалась не для маленьких детей, а для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниям, независимо от их социального происхождения. Он говорил: "Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его" [8, с. 63]. В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Древний философ не оставил специально разработанной педагогической теории. Его педагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах "Лунь юй" ("Беседы и суждения") и "Ли цзи" ("Книга этикета, правил поведения"). Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти [2, с. 38-92], и свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком.
Под образованием как общественным явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так как основная цель образования - это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека "цзюньцзы", носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик "цзюньцзы" прежде всего называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей [Ю, с. 28]. "Цзюньцзы" должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности - "жэнь" и "ли". Знания культурного характера Конфуций ставил на второе место [11, с. 17], однако он выступал за установление связи нравственного воспитания с умственным [11, с. 26].
Конфуций призывал к познанию истины, но был против отвлеченных знаний. Он извлекал сведения из жизненного опыта, считая, что это нужно людям для того, чтобы правильно действовать. При этом, однако, он не стремился вооружать учеников специальными знаниями - технического характера, сельскохозяйственными и т.д., полагая, например, что в земледелии он сам понимает меньше, чем крестьянин. Главное, считал он, - приобретение жизненных навыков и духовный рост личности.
В этой связи следует упомянуть о беседах Конфуция со своим учеником по имени Фань Чи. На вопрос Фань Чи: "Что такое человечность?", Конфуций отвечал: "Человечность - это любовь к людям", а на вопрос: "Что такое знание?" - ответил: "Знание - это знание людей". Фань Чи его не понял. Конфуций уточнил: "Возвышая людей честных и преграждая путь бесчестным, мы можем сделать бесчестных честными" [2, с. 75].
Известен факт о том, что Фань Чи просил Конфуция научить его земледелию и огородничеству. Учитель сказал ему, что его познания в этой области хуже, чем у опытных земледельцев и огородников. Когда Фань Чи ушел, Конфуций подумал: "Мелкий человек, этот Фань Чи". Все виды физического труда Конфуций считал уделом мелких, неграмотных людей, игнорировал трудовое воспитание и знания производственного характера.
Конфуций постоянно наблюдал за своими воспитанниками, хорошо знал их интересы, особенности и способности, что позволяло ему осуществлять индивидуальное воспитание и обучение. Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы. Однажды его ученик Цзы Лу спросил: "Говорят, что если имеешь какую-либо хорошую мысль, то ее следует сразу же воплотить. Так ли это?" Конфуций ответил: "Вначале надо обратиться к отцу или старшему брату, которые имеют больше знаний и опыта, за советом и тогда уже действовать". Другой ученик Жань Ю на тот же вопрос получил такой ответ: "Конечно, надо сразу же реализовать эту мысль". Конфуций прокомментировал это следующим образом: Цзы Лу обычно легкомысленно относится ко многим делам и часто ошибается, а Жань Ю отличается нерешительностью в поступках, и ему нужна уверенность в своих силах.
Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие - письменности и языка, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п. [12, с. 73].
Многие
китайские исследователи
Практикуя
метод учета индивидуальных способностей
учеников, Конфуций тем не менее предъявлял
всем им одно общее требование: стать идеальными
с точки зрения его учения людьми, носителями
высших нравственных качеств. Конфуций
заставлял всех вдумчиво относиться к
учебе, был ярым противником зубрежки
и механического заучивания. Он выдвинул
тезис о необходимости взаимосвязи учебы
и мышления. В книге "Лунь юй" приводятся
его слова: "Учение без размышления
бесполезно, но и размышление без учения
опасно" [2, с. 47]. Второе он продемонстрировал
на собственном примере: "Я целые дни
проводил без пищи и целые ночи без сна,
но нашел, что одни размышления бесполезны
и лучше учиться" [2, с. 84].
В процессе воспитания Конфуций стремился развивать активность учащихся, побуждать их к учению, к добыванию знаний. Он поощрял самостоятельную работу и призывал к нравственному самосовершенствованию.
Он требовал от учащихся повторения ранее полученных знаний. Повторение, по его мнению, позволяет учащимся успешно продвигаться вперед и овладевать новым материалом. "Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть наставником для других" [2, с. 46].
Конфуций старался быть образцом для своих учеников. Личный пример учителя он рассматривал как важный и эффективный метод воспитания и обучения. Этим он подчеркивал важность руководящей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. За свою богатую эрудицию, обширный по тем временам кругозор, за неудержимую тягу к знаниям и стремление к самосовершенствованию Конфуций снискал глубокое уважение к себе со стороны учеников и пользовался у них заслуженным авторитетом.
Китайский
ученый-педагог Чжоу Юйдэ дает высокую
оценку педагогическому
Китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь обращает внимание на тезис Конфуция об использовании знаний на практике [7, с. 17]. Конфуций требовал, чтобы ученики строго соблюдали нормы морали и этикета, представление о которых они получали в процессе учения, не отступали от них и руководствовались ими в жизни во всех своих делах и поступках. Прежде чем сделать что-либо, подумай, не противоречат ли твои дела и поступки тому, что ты знаешь. Эта мысль у Конфуция выражается термином "чжи - син", т.е. "знать - действовать". Другими словами можно сказать, что Конфуций стремился воспитывать у своих учеников соблюдение принципа единства слова и дела [10, с. 29].
Педагогические идеи Конфуция, его интерес к человеческой личности определяли содержание образования, которое он предлагал своим ученикам. Он не отказывался от традиционного подхода в этой сфере, культивировавшегося в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности "древности", которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению "шести искусств": чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью.
Однако Конфуций положил в основу содержания образования нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно включает гражданское воспитание, нормы и правила поведения, преданность и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки [13, с. 9].
Некоторые современные китайские педагоги говорят о том, что Конфуций выступал за осуществление всестороннего воспитания учащихся, но подчеркивают, что не надо понимать это буквально, с позиций сегодняшнего толкования данного термина. У Конфуция это понимается уже и выступает как принцип морально-нравственного воспитания [13, с. 10], соблюдение которого служит цели достижения гармонии в обществе. Гармония в обществе называется "Чжун юн" ("Учение о середине" или "Середина и постоянство") [там же]. "Середина - это великий принцип для всего мира; гармония - это великий Путь Вселенной. Благодаря гармонии середины мир находится на своем месте и все живое растет" - гласит изречение из классического канонического трактата "Чжун юн" ("Учение о середине") [2, с. 108]. Гармония в обществе достигается на основе компромисса и путем координации отношений между людьми. Каждый человек должен упорно учиться и совершенствоваться, а совершаемые ошибки - исправлять [13, с. 10].
Как отмечает тайваньский историк педагогики Го Цицзя, в школе Конфуция большое внимание обращалось на изучение шести классических книг "Лю цзин", к числу которых относились: "Ши цзин" ("Книга стихов и песен"), "Шу цзин" ("Книга истории"), "Ли цзи" ("Книга этикета"), "И цзин" ("Книга перемен"), "Юэ цзин" ("Трактат о музыке") и летопись родины Конфуция царства Лу "Чунь цю" ("Весна и осень"). Все они дошли до нашего времени, кроме "Юэ цзин", сохранившегося лишь в отрывках [11, с. 25].
Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной учебной дисциплине. Он "учил своих учеников музыке, возведя ее в число обязательных дисциплин, ибо музыка - это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей и завершительницей "Ли", т.е. образцового поведения, основанного на высшем постижении идеала древности" [1, с. 211]. В книге "Лунь юй" записаны такие слова Конфуция: "Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой" [2, с. 64].
Он сам был тонким ценителем музыки Древнего Китая и хорошо ее знал. Известно, что он учился играть на цине (китайский музыкальный инструмент) у известного в то время музыканта Ши Сяна, жившего в царстве Лу [12, с. 84]. В "Лунь юй" говорится о том, что "когда Конфуций бывал в компании с человеком, который пел, то, если тот пел хорошо, он заставлял его повторить, а потом уже сам подпевал ему" [2, с. 62]. Он занимался сбором и упорядочением музыкальных произведений и положил начало традиции собирания народных песен, чем внес большой вклад в китайскую культуру.