Педагогика Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

Работа содержит 1 файл

Известный древнекитайский мудрец.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Новосибирский  Государственный Педагогический Университет 

               Факультет педагогики и психологии детства 
 
 
 
 

                                              Реферат

     По  истории педагигики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     НОВОСИБИРСК 2011

     Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

     Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна - хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951), "конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... - это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное..." [1, с. 301, 302].

     Тезис Конфуция: "Нет ничего лучшего, чем  следовать древним" - можно рассматривать  как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: "Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего". Вместе с тем, как подчеркивает исследователь В.В. Малявин, Конфуций, "так радевший о возрождении древних порядков, внес в дело обучения немало нового" [2, с. 16-17].

     Потомок Конфуция в 77-м поколении, профессор  Кун Течэн, проживающий на Тайване, пишет: "Педагогическое учение Конфуция основывалось на древнейшей традиции и проложило путь для будущих поколений. Оно занимает важное место не только в китайской интеллектуальной истории, но и в истории человечества, в мире в целом" [3, с. 1].

     Великий просветитель и педагог стал известен в Европе как Конфуций уже после  смерти. Конфуций - это латинизированное имя от Кун Фуцзы, что значит "учитель Кун". Кун - фамилия рода, а звали Конфуция Цю, что в переводе означает "холм". Он родился в царстве Лу - одном из крупных и наиболее развитых в культурном отношении в тогдашнем раздробленном Китае. Конфуций был выходцем из разорившейся аристократической семьи. Его отец Шу Лян-хэ умер, когда мальчику исполнилось три года. После смерти отца он вместе с матерью Янь Чжэн-цзай переехал в столицу царства Лу - город Цюйфу. Его воспитанием стала заниматься мать, которая, несмотря на значительные материальные трудности, постаралась дать сыну хорошее образование.

     Еще в детские годы Конфуций отличался  послушанием, почтительностью к  старшим и был не по возрасту рассудительным. Он проявлял большой интерес к народным обычаям, церемониям и обрядам, с уважением относился к старинным книгам и знаниям. Когда ему исполнилось 7 лет, мать отдала его учиться в школу, где он стал носить имя Чжун Ни. Здесь он затмил своих сверстников прилежанием, успехами в учебе и скромностью, за что был назначен помощником своего учителя.

     Когда Конфуцию было 17 лет, умерла его мать. В 19 лет он женился, и через год  в его семье родился сын, которого назвали Ли.

     В юности Конфуций служил чиновником, однако на государственной службе не прижился и вскоре вышел в отставку. Его высокие нравственные качества не вписывались в реалии практической жизни, что и привело его к неудаче в политике. Он решил посвятить себя педагогической деятельности и, по преданию, в возрасте 22 лет стал учителем и именно на этой ниве достиг выдающихся успехов. К нему стали приходить люди, которые интересовались древней мудростью. Конфуций никому не отказывал в знаниях и принимал всех, кто давал какую-либо натуральную плату за обучение. Обычно в виде такой платы в те времена выступала связка вяленого мяса. 

     С целью пропаганды своих взглядов Конфуций в сопровождении учеников долго странствовал по различным  царствам древнего Китая, испытывая  массу невзгод и трудностей. Однако не встретив поддержки со стороны  правителей, он вернулся на родину, чтобы заняться упорядочением древних канонических книг, изложением своего учения и преподаванием. "Большую часть жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократов, стало доступным большинству членов общества. Он обучил более 3 тысяч учеников, 72 из них стали выдающимися личностями... был составителем записок "Весна и осень" и редактором классических книг "Книга истории", "Книга стихов и песен" и "Книга перемен"" [4, с. 43].

     В период жизни Конфуция Китай состоял  из ряда разрозненных царств (княжеств): Вэй, Лу, У, Цзинь, Ци, Чу и др. Время  было смутным, и попытки Конфуция заняться государственной деятельностью  объяснялись его стремлением  восстановить нарушенный справедливый порядок вещей. Встретив противодействие князей и чиновников, он решил написать книгу о том, каким должно быть идеальное правление. Конфуций "обратился к истории, из которой черпал примеры, поясняющие его взгляды на политику, нравственность, обязанности правителя и подданных". Так появился его труд "Весна и осень", в котором разъяснены принципы "мудрого правления и основы поведения людей" [5, с. 104-105].

     В условиях раздробленности в Китае  велись непрерывные войны между  отдельными княжествами, происходила  борьба между различными группами общества, которая сопровождалась столкновением всевозможных взглядов и идей. И, как это ни парадоксально, именно в этот период в стране были заложены основы ведущих философских учений. VI-III века до н.э. можно считать периодом расцвета китайской философской мысли. Сторонники различных точек зрения пытались по-своему ответить на вопросы обустройства общества и поведения человека. 

     В это время обратили на себя внимание люди, главным достоянием которых  были их знания. "Это были так называемые "ученые" - своеобразная интеллигенция, услугами которой охотно пользовались князья и знать. Из среды "ученых" вышли многие китайские мудрецы. Они разъезжали со своими учениками от одного двора к другому, проповедуя свое учение" [5, с. 67]. Некоторые из них жили в основном за счет учеников, другие временно служили чиновниками. Но были и такие, которые удалялись от мира и становились отшельниками, к их числу относились многие представители даосизма. "Конфуцианство и даосизм - два враждебных друг другу учения, зародившиеся во времена расцвета китайской философии. Наряду с ними существовало и много других философских течений. Но эти два направления оказались наиболее живучими и долговечными. Они прошли через всю последующую историю Китая и оставили глубокий отпечаток на его духовной культуре" [5, с. 67-68].

     Конфуций  не занимался специально разработкой  общих вопросов бытия и не задавался  вопросом о происхождении мира и  человека. Он прежде всего известен как автор этико-политического  учения, в центре которого стоял человек - член семьи, общества.

     Конфуций  уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и  осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза книги записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: "Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном - не отрадно ли это?"

     В процессе учебы, считал Конфуций, человек  становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это - высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.

     Конфуций  считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие - дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл "благородным мужем" и противопоставлял ему "низкого человека", лишенного этого качества.

     "Благородный"  человек, считал он, должен постоянно  самоусовершенствоваться, исправлять  свои ошибки, соблюдать идеальные  правила, или "нормы поведения". Они существовали в китайском  обществе задолго до Конфуция  и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под "нормами поведения" не просто житейские правила, а "принципы "должного", "благопристойного" поведения человека по отношению к другим людям" [5, с. 72], в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость. 

     Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, - долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). "Долг - это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно... Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей" [5, с. 72-73]. Гуманность - это любовь к людям: "быть в состоянии смотреть на других как на самого себя - вот что можно назвать искусством гуманизма"; "Чего не желаешь себе, не делай и другим", - утверждал он [5, с. 73]. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: "Победить себя и возвратиться к "нормам поведения" - значит стать гуманным человеком" [5, с. 73].

     Конфуций  и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом  уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались  ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, - любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы - мужу, после смерти мужа - его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.

     Как отмечает современный ученый педагог  Лю Цзочан, понятие "гуманность" (жэнь) составляло основное ядро в педагогической системе Конфуция: "Во-первых, гуманность - важнейший компонент содержания воспитания и обучения; во- вторых, достижение гуманности является целью учебно-воспитательного процесса; в-третьих, в результате воспитания каждый человек должен стать воплощением гуманности" [6, с. 80-81].

     Главные в этико-политическом учении Конфуция принципы "жэнь" (гуманность, человечность) и "ли" (нормы, правила поведения) были самым тесным образом связаны с воспитанием и обучением. В этом кроется основная причина долговечности конфуцианского учения, имеющего 2 500- летнюю историю. Кроме того, как отмечает В.В. Малявин, "Конфуцию удалось создать многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском обществе почти не зависело от перипетий политической борьбы именно потому, что сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании и ценности символического языка культуры. Каковы бы ни были личные пристрастия правителей Китая, никто из них не мог поставить идеологию и политику выше культуры и нравственного воспитания. Попытки отвергнуть наследие Конфуция, как случилось, например, в царствование первого китайского императора Цинь Шихуанди, приводили лишь к быстрому вырождению и краху династии" [2, с. 28]. Последний раз учение Конфуция пытались "закопать" при Мао Цзэдуне в период "культурной революции". За 2,5 тысячи лет китайцы убедились в том, что в условиях их страны учение Конфуция бессмертно потому, что оно верно.

     Конфуций  считал, что воспитание и образование  для человека так же необходимы, как добывание материальных средств  к существованию. В книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. "Обогащайте его", - сказал Конфуций. - "А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?" - спросил тот. "Воспитывайте его", - ответил Конфуций. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: "Шу - фу - цзяо" (народ - богатство - воспитание) [7, с. 15]. Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею "малого благоденствия" - "сяокан", согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.

Информация о работе Педагогика Конфуция