Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

ПЕДАГОГИКА (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др.

Содержание

1. Введение ……………………………............................................3
2.Педагогика как наука …………………………….......................4
3. Предмет педагогики …………………………….........................7
4. Обьект педагогики……………………………..............................8
5. Цели, задачи и функции педагогики …………………………..11
6.Заключение ……………………………........................................ 20
7.Использованная литература …………………………….............21

Работа содержит 1 файл

педагогика как наука.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

Предмет педагогики. Объекты научного и практического интереса педагогики выделяются по наличию у них педагогического качества – свойств и закономерностей педагогической природы (одновременно им могут быть присущи и иные качества, например, биологические, физиологические, психологические, социальные, экономические и др.). Это качество объективно присудить отдельным людям, группам, обществу в целом. Педагогика призвана специально «высвечивать» и обнаруживать объекты и явления одним качеством, исследовать их, создавать систему научных знаний, взаимодействуя с другими науками, изучающуюся со своих позиций.

 

Предмет педагогики есть везде, где:

 

осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и  самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);

 

оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры,  искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит. а также преднамеренно или стихийно;

 

существуют и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного или стихийного воспитания,

9

 

образования, обучения,  развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей. сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа.

 

Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь по своей природе только или по преимуществу педагогическими, тем не менее, оказывают на отдельных людей и группы педагогическое воздействие. Это политика в обществе, экономика, деятельность государственных органов и хозяйствующих структур, состояние правопорядка, уровень безопасности жизни, культуры и пр. Отстраниться от их изучения и рассматривать, например, деятельность школы, педагога изолированно, в отрыве от них, педагогика не может, если хочет быть реалистичной и практичной, а не витать в словесных облаках абстрактных мудрствований. Поэтому то, что в этих объектах связано с воспитанием, образованием, обучением, развитием, активной самореализацией людей, оказывает влияние на внутреннюю жизнь педагогических учреждений, на успех и просчеты в деятельности педагогов, общества, государства, требует сегодня пристального внимания педагогики и относится к ее предмету. Именно в этой ипостаси раскрывается современная сущность педагогики, круг научных и практических проблем, ее значение и социальная миссия.

 

Реальным предметом современной педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования. воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.

 

С одной стороны наличие в обществе и жизни людей очевидных

10

 

реалий педагогической природы (например, педагогических учреждений) определяет ее объект, а с другой – педагогический взгляд на общество и жизнь людей дополнительно выявляет другие объекты, которые она обязана изучать и участвовать в их совершенствовании. В результате возникает объктно-предметное поле педагогической науки, реальные явления в котором представляют собой педагогическую деятельность в обществе (см. прил., рис.3). она существует не зависимо от чьего-то признания или непризнания, ее нельзя отменить, закрыть или игнорировать. Она играла и играет важнейшую роль в жизни общества не только сама по себе, но и влияя на качество других сфер и явлений – политических, экономических трудовых, правовых, нравственных, культурных, социально-демографических, и др., что повышает ее социальную значимость и ответственность. Нерешенность многих проблем совершенствования педагогической действительности ныне реально и значительно сказывается на осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых мерах.

 

Можно заключить, что современная педагогика – это одна из наук о жизни людей и общества, не только о воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизни деятельности всех граждан в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения (Столяренко А. М., с. 51-56).

 

Цели, задачи и функции педагогики

 

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

11

 

 

Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни» (Столяренко А. М., с. 75-76).

 

Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

 

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:

 

 • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

 

 • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

 

 • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

 

 • внедрение результатов исследований в практику преподавания;

 

 • планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

 

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях (Интернет-ресурс).

 

Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения (Педагогика, с. 26).

 

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.

12

 

 

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

 

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

 

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

 

Прогностическая функция:

 

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

 

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

 

Проективно – конструктивная функция:

 

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

 

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

 

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

 

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:

 

-Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

 

-Исследование сущности, структуры,  функций педагогического процесса.

 

13

 

 

-Выявление закономерностей и формирование принципов процесса  обучения и воспитания людей.

 

-Разработка эффективных форм  организации педагогического процесса и методов его осуществления.

 

-Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

 

-Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

 

-Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания (Интернет-ресурс).

 

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:

 

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

 

2) разработка методологии и методики педагогического познания;

 

3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1

 

4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;

 

5) развитие педагогического движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем

14

 

 

цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;

 

6) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению, отвечающему современным условиям и потребностям;

 

7) педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;

 

8) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности в соответствии с требованиями времени;

 

9) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан;

 

10) разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;

 

11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

 

12) предвидение педагогических последствий существующих условий жизни, происходящих в обществе перемен, принимаемых

15

 

 

государственных решений, состояния педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов;

 

13) разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического сопровождения, педагогического консультирования, педагогической помощи, педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.);

 

14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности;

 

15) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России;

 

16) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы вне стен образовательных учреждений, в гуще жизни общества, деятельности его структур, среди людей.

 

Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:

 

1) социальная — служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;

 

2) научно-развивающая — Способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и

16

 

обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;

 

3) познавательная — исследование педагогической действительности во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;

Информация о работе Педагогика как наука