Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Родившись, ребенок становится частью общего потока человеческой истории и, как и все человечество, не может жить вне культурно-исторического времени. Но стать Человеком непросто, в течение всей жизни приходиться учиться приобретать черты «человеческого образа». Содержание жизни человека культуры составляют проживаемые им события, отношения с разными людьми. Именно в ходе проживания этих отношений и рождается внутренний

Работа содержит 1 файл

Материалы1-ТеорПед.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Третий аспект анализа предполагает возможность изучения функционирования образования, обучения и воспитания как систем, имеющих определенную структуру, элементы в нее входящие, а также связи между этими элементами. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса и связи между этими элементами.  Это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов,  объединенных общей целью функционирования и единства управления выступает  во взаимодействии со средой как целостное явление.

Таким образом, педагогика рассматривает обучение, воспитание и образование и как деятельность, и как процесс, и как систему. Именно с таких позиций представлены основные категории педагогики в разделах нашего учебника. 

В ходе исторического развития педагогика как наука определила три основных понятия -  «воспитание», «обучение», «образование». Они получили название - фундаментальные категории педагогики.  По вопросу о соотношении главных категорий педагогики существуют различные точки зрения,

1.      «Воспитание» - всеобщая категория, включающая в себя «обучение» и «образование». Долгие годы эта позиция признавалась единственно верной.

2.      «Воспитание» и «образование» - тождественны. Однако в Законе «Об образовании» образование определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

В педагогике существует еще одна фундаментальная категория – «педагогический процесс». Именно он является объединяющим началом воспитания, обучения и образования. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. 

 

Объясните, как вы понимаете слова замечательного ученого – филолога ХХ века Д.С. Лихачев: «Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Язык и мышление теснейшим образом связаны. (…). Колоссальное значение имеет терминология. Если ученый создает сотни новых терминов – он разрушает науку, десятки – поддерживают ее, два-три – двигает науку вперед»

Д.С. Лихачев. Без доказательств.

Познакомьтесь с представленными дефинициями.

В разных учебных пособиях по педагогике даются такие авторские определения педагогического мастерства:

         А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

         Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

      Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

Вспомните художественный фильм, снятый в 1968 году режиссёром Станиславом Ростоцким «Доживем до понедельника». Учителя, роль которого исполнял В.Тихонов, по праву можно считать примером реализации педагогического мастерства.

 

Какова разница в подходе ученых к определению педагогического мастерства и взгляде режиссера на это явление?

 

6

 



[1] Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб.пособие для студ.высш.пед.уч.завед. – М.: Издат.центр «Академия», 2005. – С.108-110.

1.        [2]Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

 

[3] Сторожук А.Ю. К проблеме построения критерия научности. http://www.philosophy.nsc.ru/DEPPHIL/PHILSCIENCE/anna/PUBLICATIONS/garanu.htm

[4] Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986. – С.12.

[5] Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998. -  С.- 375.

[6] Гершунский В.С. О научном статусе и практической функции педагогической теории // Советская педагогика. – 1984. - №10. – С. 65.


Информация о работе Педагогика как наука