Педагогика как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.
Для того чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... ………..3
1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение…………………………………4
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....................4
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского …………………………………………………………7
2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского…………………………………….9
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..……………..9
2.2. Дидактические принципы ………………………………….....................10
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………………...12
2.4. Обоснование классно-урочной системы ……………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Педагогика .doc

— 108.50 Кб (Скачать)

          Коменский был глубоко убежден  в том, что в области обучения  и воспитания в принципе действуют  законы, общие для природы, и  методы школьной работы должны  эти законы учитывать, т.е. должны  быть природосообразными. Именно поэтому в своих «Законах хорошо организованной школы», предназначавшихся для школы в Шарош-Патоке, Коменский писал, что «нам необходим надежный метод в занятиях, чтобы, следуя его предписаниям, воспитатель юношества так же быстро, как и изящно, приводил души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетелям и благочестию.

          Метод учения, который предлагал  Коменский, в полную противоположность  методам схоластической школы  не отвращал детей от занятий,  а должен был возбуждать в  них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки «без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развитии, их природным интересам, направленным на познание окружающего мира. Если содержание и методы обучения будут отвечать детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд будет восприниматься детьми радостно, с искренним удовольствием.

          Метод обучения, предлагаемый Коменским,  в целом характеризуется рядом  черт, которые сам педагог раскрывает в большом количестве правил и основоположений, прежде всего в великой дидактике. В общем, все эти черты можно свести к следующим.

          Прежде всего, поскольку в школе  нужно учить самим вещам, а  не словам, их обозначающим, Коменский требует от учителей начинать обучение «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне». Эта мысль Коменского повторяется многократно и в разной форме и резюмируется в его знаменитом «золотом правиле».

          Первоисточник знаний – сама  жизнь, сами предметы. Коменский  вводит «золотое правило» для  учителей. Чем больше знание опирается  на ощущение, тем более оно  достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

       Я.А. Коменский постоянно говорит об ознакомлении детей с реальными вещами, но он прекрасно понимал, что это возможно далеко не всегда, и поэтому в случае необходимости рекомендовал использовать различные наглядные средства – картины, макеты, модели и т.п. и со времени Коменского в теории и практике обучения принцип наглядности занял прочное место и долго служил важным средством борьбы против школьной схоластики.

          Подчеркивая особое значение  непосредственного ознакомления  детей с изучаемыми вещами  и явлениями, Коменский в то  же время весьма большое внимание  уделял раскрытию причинных взаимосвязей  между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их анализу.

         Метод обучения, пропагандировавшийся  Коменским, характеризуется стремлением  сделать весь педагогический  процесс разумно организованным  и целенаправленным. Коменский формулирует  ряд принципиальных положений,  имеющих и по настоящее время важное теоретическое значение: расположение и изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распространенному.

          Теоретически все эти положения Коменский обосновывает и излагает особенно подробно в «Великой дидактике» и в главе X «Новейшего метода языков», известной под названием «Аналитическая дидактика». 

2.4. Обоснование классно-урочной  системы

           Коменский не только впервые  предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющих юношеству достигать высот научного образования, но и разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позже название классно-урочной.

           Закладывая основы современных  форм коллективного обучения в классе, Коменский исходил из необходимости упорядочить, сделать планомерной всю работу школы.

          Коменский впервые указал признаки  классно-урочной системы:

    • определенные ежегодные начала учебного курса;
    • деление на классы;
    • распределение времени.

               В традиционных школах времен  Коменского, хотя учащиеся и находились  в одном помещении, занимались  они индивидуально, каждый, продвигаясь  вперед своим темпом и получая  от учителя только ему одному предназначавшиеся указания и  задания. При предлагавшейся Коменским системе обучения дети одного возраста и приблизительно одинакового уровня знаний под общим руководством учителя одновременно продвигаясь вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учащихся, учебный год со строго определенным началом и концом, определенная продолжительность учебного дня от четырех уроков школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе, что поразительно напоминает общую организацию обучения и в современной школе.

       Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

       Это все потом поможет ученикам  самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним  дома. Урок строится с учетом  степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель, прежде всего, дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая е имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

          Коменский впервые ввел возрастную  периодизацию и систему школ. Он доказал, что обучение детей  отдельно друг от друга в  соответствии с их  возрастом  более действенно. Ян Амос Коменский  предложил несколько принципов  дидактики. Великий чешский педагог выдвинул идею о том, что все заимствовано из природы и подчинено ей; обучение должно быть всесторонним; знания следует получать на основе жизненного опыта. Коменский также впервые предложил принцип наглядности. Он считал, что первоисточник знаний сама жизнь, сами предметы. Я.А.Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы.

               Все это в той или иной  степени дошло и до наших  времен. В наше время система  обучения и образования строится  по идеям выдвинутым Коменским. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          Выдающийся общественный деятель  прожил яркую и интересную  жизнь. У него были свои, новые,  взгляды на мир, в том числе  на систему обучения и воспитания. Его взгляд на человека противостоял  догматам средневековья. Коменский создал много трудов по воспитанию и обучению детей, в том числе «Великую дидактику». В «Великой дидактике» он указал свои принципы на всю систему обучения и воспитания. Принципы обучения по Коменскому были полной противоположностью существующим в то время.

          Коменский впервые выявил ведущие  принципы, идеи и описал их  в «Великой дидактике».Великий  чешский педагог считал, что первоисточник  знаний сама жизнь, сами предметы.

          В системе нравственного воспитания  Я.А.Коменского есть свои особенности.  Он считал, что люди получившие  неправильное образование или  вовсе не получившие его вовсе,  становятся безнравственного и  порочными. Также важное значение  имеет дисциплина.

.         Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки.  Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании».

          В целом дидактика Коменского  охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.  
 
 
 
 

 

 

Список  литературы

  1. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М., 1959.
  2. Кратохвил М.В. Жизнь Я.А.Коменского:/ Перевод с чешского Д.М.Прошуниной, Т.Н.Осадченко. М., 1991.
  3. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М., 1953.
  4. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М., 1958.
  5. Кумарин В. Аксиомы Коменского. // Народное образование, 2001. № 8 С.237-240.
  6. Ларкипанидзе Д. Великий чешский педагог Я.А.Коменский. М., 1986.
  7. Морозова Ю. К Коменскому в XVII век или с Коменским в XXI век? //Народное образование, 2002. № 9.С.61-67.
  8. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского. М., 1979.
  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А.А. Красновского. М., 1989.
  10. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1983.
  11. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М., 1940.
  12. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринскийй. М., 1989.
  13. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.        Н.М. Матвеева. М., 2003.
  14. Константинов Н.К. и др. История педагогики М., 1982.

Информация о работе Педагогика как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной педагогики