В этом идейном наследии наиболее
характерным было требование
установления всеобщего равенства
людей; устранения наследственных привилегий,
признания равноправия женщин и т.д.
Не меньшее влияние на мировоззрение
Коменского, а следовательно и
на его педагогическую концепцию,
оказали труды ряда утопистов,
на которых он весьма часто
ссылается в своих сочинениях. Среди этих
утопистов прежде всего были Т. Кампанелла
и И. В. Андреэ.
Утописты в изображавшихся ими
идеальных государствах с равенством
всех граждан большое место
уделяли содержанию и методам
воспитания и обучения.
Но вместе с тем со всей силой нужно подчеркнуть,
что развивавшиеся Коменским на протяжении
всей его жизни педагогические идеи носили
далеко не утопический характер, система
его требований и предложений была реалистична
благодаря разнообразной аргументации,
в значительной степени уже опиравшейся
на достижения науки нового времени.
Исследователи философских, социальных
и педагогических воззрений Коменского
прежде всего подчеркивают их
гуманистический характер. Вместе
с этим они особое внимание
обращают на пансофию как одну из сквозных
идей, пронизывающих все его педагогические
труды. Идеи гуманизма и пансофии являются
поистине стержневыми идеями Коменского,
определяющими все его социальные и педагогические
устремления. Последовательное развитие
этих идей, их конкретизация в рамках стройной
педагогической системы позволили Коменскому
уйти далеко вперед по сравнению с его
современниками, стать провозвестником
многих положений, которые были восприняты
наукой о воспитании лишь в последующие
столетия.
Педагогические взгляды Я.А. Коменского
непосредственно выражают его общее философское
видение мира. Мировоззрение его складывалось
под влиянием идейных потоков, которые
в значительной мере исключали друг друга:
античной философии, религии, идей Возрождения.
Мировоззрение Коменского является своеобразным
знаменателем новых и уходящих людей,
когда чаша весов неизменно склонялась
в сторону прогресса и гуманизма.
Сын века, религиозный человек,
Я.А.Коменский, однако, с необыкновенной
силой выразил идеи эпохи Возрождения.
Его взгляд на человека противостоял догматам
средневековья.
Великий гуманист, он видел совершенное
явление природы в каждой личности,
отстаивал ее право на развитие
всех своих возможностей, придавал
огромное значение воспитанию и
образованию, которые должны сформировать
людей, способных служить обществу. Я.
А. Коменский высказывает полный оптимизма
взгляд на возможности каждого ребенка
при соответсвующей организации учебно-воспитательного
процесса взойти на «самую высокую» ступень
«лестницы» образования. Полагая, что
познание должно приносить пользу в практической
жизни, Я.А.Коменский провозглашает обязательность
реального, общественно полезного обучения.
Ян Амос Коменский прожил яркую,
интересную и разностороннюю жизнь.
Он жил в период становления опытных наук
и с восторгом приветствовал проникновение
человечества в тайны природы. Отказавшись
от умозрительной философии средневековья,
Коменский признал важнейшим источником
знания – ощущения, которые человек получал
от внешнего мира с помощью органов чувств.
Взгляды Яна Амоса Коменского выражают
его общее философское видение мира. Многие
исследователи педагогических трудов
Коменского приходят к единому мнению
о том, что его взгляды, идеи и их анализ
долго еще будут служить предметом интереса
для педагогической науки.
2.
Дидактические взгляды
Я.А. Коменского
2.1.
Возрастная периодизация
и система школ
Реализацию задачи универсального
образования юношества Коменский
возлагал на школу, которая
из «застенка для умов» должна быть
превращена в «мастерскую человечности».
В своем наиболее известном
педагогическом труде «Великая
дидактика» Коменский предложил
впервые в истории педагогики
стройную систему школ, аргументируя
её разработанной им же самим
возрастной периодизацией от рождения
до зрелости, по Коменскому, до 24 лет.
Первой ступенью воспитания и
образования для детей от рождения
до 6 лет должна быть так называемая
материнская школа – воспитание
в семье под руководством матери.
Коменский видел главную задачу воспитания
детей этого возраста в развитии органов
чувств, обогащении круга представлений
об окружающей жизни, в развитии речи и
ручных первоначальных умений.
Дети всегда охотно чем-нибудь
занимаются, так как их живая кровь
не может оставаться в покое. Это весьма
полезно, а потому не только не следует
этому мешать, но нужно принимать меры
к тому, чтобы всегда у них было что делать.
За материнской школой у Коменского
следует школа родного языка
для всех мальчиков и девочек, независимо
от сословной принадлежности, в возрасте
от 6 до 12 лет.
В отличии от всех школ, данная
школа должна была вооружать
учащихся широким кругом реальных
знаний – достаточно систематизированными
сведениями по арифметике, географии,
истории, экономической жизни и государственному
устройству, знакомить с различными ремеслами
и, конечно, осуществлять религиозное
воспитание на основе чтения текстов Священного
писания, переведенных на родной язык.
Третья ступень школьного образования,
по Коменскому, гимназия или латинская
школа, которая должна иметься
в каждом городе и предназначаться
для юношей 12-18 лет, проявивших
склонность к занятиям наукой
в школе родного языка. Здесь
наряду с латинским языком, языком
науки, большое место отводится изучению
реальных предметов – математики, физики,
естествознания, как самостоятельные
предметы фигурируют история, этика,
новые языки. Лишь потом, венчая весь курс
среднего образования, должны изучаться
риторика и диалектика.
Завершающую ступень школьного
образования в системе Коменского
составляют академии – высшие
учебные заведения для молодых
людей 18-24 лет, проявивших особые
дарования. Внешне академии, которые
должны открываться в каждой
стране или провинции, напоминают существовавшие
с XII столетия университеты с обычными
факультетами, однако здесь Коменский
имел в виду сообщение студентам пансофических
знаний, всех обобщенных достижений наук.
Я.А.Коменский решительно отстаивал
гуманистическую программу школьного
дела. Он отдал всего себя превращению
учебного заведения из места «бессмысленной
зубрежки», телесных наказаний, подавления
детей в храм разумного, радостного воспитания
и обучения. Коменский видел школу исполненной
красоты, любви и внимания к детям. Идеальная
школа должна была стать «лабораторией»
подготовки проникнутых гуманизмом людей,
обученных эффективно действовать на
«поприще труда». такая школа виделась
Коменскому как заведение непрестанного
умственного труда учащихся, соревнования
умов и дарований, борьбы за искоренение
нравственных пороков. Разумно организованное
обучение, считал Коменский, требовало
от наставника и воспитанника усилий на
пределе своих возможностей.
2.2.
Дидактические принципы
Я.А. Коменский – создатель новой дидактики,
которая до сих пор сохранила свое значение
и которая вытекала из определенных им
же сформулированных принципов.
Прежде всего, необходимо сказать
о том, что именно образование
делает человека личностью. Это
положение не содержит в себе конкретного
материала для учителя, которым бы он вооружился,
но зачастую учитель, погрузившись в свой
предмет, забывает о том, что школа должна
воспитать целостную личность, не взирая
также на то богатый это человек или бедный.
Это положение еще важно учитывать потому,
что обычно из принципов дидактики часто
выпадает человек, его призвание и назначение.
Каковы же принципы дидактики
по Я.А. Коменскому? Первый принцип может
быть сформулирован следующим образом:
- Основой
обучения должен быть
порядок, заимствованный
из природы.
- необходимо
соблюдать в обучении строгий порядок
во всем;
- следует заимствовать
этот порядок из природы.
Принцип
природосообразности направлен
на то, чтобы сделать процесс обучения
более жизненным и естественным, легким
и плодотворным. Этот принцип имел большое
прогрессивное значение в борьбе со старыми
методами преподавания, которые требовали
неимоверных усилий для усвоения материала.
Обучение должно вестись на основе перехода
от более легкого к более трудному, от
близкого и знакомого к отдаленному и
незнакомому, от общего к частному, от
простого к сложному. Очень важно соблюдать
в процессе обучения строгую постепенность,
последовательность и преемственность
в изложении предмета, "чтобы предыдущее
пролагало путь последующему".
Для Коменского
обучение – процесс органического
развития внутренних сил природы, глубокого
понимания, осмысления явлений, тщательного
их объяснения, а потом уже закрепления,
выражения в речи и применения на
практике.
- Обучение,
как и природа, должны
находиться в постоянном
движении вперед, продолжать,
совершенствовать прежде
начатое. Этот принцип тесно связан
с предыдущим. В нем получила дальнейшее
развитие мысль о том, что процесс обучения
– это процесс внутреннего органического
роста. Он составляет нечто цельное. В
нем все выходит из общего корня, и все
стоит на своем месте.
- Содержание
и форма должны находиться
в определенном соотношении
между собой. Природа раньше "приготовляет
материал, а потом уже придает ему форму…".
Отсюда вытекает ряд правил обучения:
необходимо раньше изучать предметы (материал),
а потом – языки (форма), раньше изучать
примеры, а затем грамматические правила.
- Образование
должно начинаться своевременно.
- Один и тот
же ученик должен учиться одному и тому
же предмету только у одного учителя (иначе
ему придется преодолевать разные формы).
- Учить без
разнобоя в методах.
- Обучение
должно быть всесторонним. Нужно учить
так, чтобы в будущем человек не встречался
в жизни с такими явлениями, предметами,
о которых не мог бы "скромно рассуждать
и без вредной ошибки применять с несомненной
для себя пользой". Обучение, следовательно,
должно быть связано с жизнью. Знания,
которые человек получает в школе, помогают
ему ориентироваться в обычных, наиболее
распространенных жизненных явлениях.
Обучение
должно быть развивающим, чтобы "изощрялись
природные дарования, совершенствовались
языки, облагораживались нравы". Коменский
особенно ценил связь умственного
и нравственного воспитания, "кто
преуспевает в науках, а в нравственности
отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".
- Все
должно быть преподаваемо
путем непосредственных
чувственных восприятий
и из жизни. Коменский утверждал, что
учить надо не только «из жизни», но и
для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только
созерцателями, но и исполнителями").
Первоисточник знаний – сама жизнь, сами
предметы. Коменский выводит принцип наглядности,
это "золотое правило" для учителей.
Чем больше знание опирается на ощущение,
тем более оно достоверно. Наглядность
дает возможность сделать школу жизненной,
учит учащихся понимать и изучать действительность
самостоятельно.
Если
учащимся каждый раз показывать, какое
применение имеет ежедневно то, чему
их учат, для чего служит каждая вещь,
то они получат полную возможность
убедиться в своих знаниях и у них возникнет
желание действовать.
Однако
наблюдений и чувственных доказательств
недостаточно для того, чтобы обеспечить
полноценные, вполне доброкачественные
знания. Для этого требуется еще
"приведение в действие разума".
Вот почему следующий принцип Коменского
гласит:
- Ничему
не учить на основании
авторитета, а все обосновывать
на свидетельстве чувств
и разума. При обучении необходимо все
подкреплять разумными доводами, объяснять
причины, чтобы не оставалось места ни
сомнению, ни возможности забыть. Оно должно
сопровождаться развитием мышления, раскрыванием
способностей, а также выработкой самостоятельного
подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями,
чтобы они "не смотрели чужими глазами,
не мыслить чужим умом". Учащиеся должны
уметь выражать свои знания в правильной
речи, свободно ими пользоваться в жизни.
2.3.
Формы и методы
учебной работы
Я.А. Коменский внимательнейшим образом
изучил и обобщил все положительное, что
было достигнуто его предшественниками
и современниками в области методики обучения.
Его работы пестрят именами тех мыслителей,
которые высказали хоть какую-либо интересную
идею относительно организации, методов
или требований к обучению. Все его положения
опираются на многовековой эмпирический
опыт обучения детей и юношества.