Педагогика как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.
Для того чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... ………..3
1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение…………………………………4
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....................4
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского …………………………………………………………7
2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского…………………………………….9
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..……………..9
2.2. Дидактические принципы ………………………………….....................10
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………………...12
2.4. Обоснование классно-урочной системы ……………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Педагогика .doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Педагогика  как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной  педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………….... ………..3

1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение…………………………………4

    1. Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....................4
    2. Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского …………………………………………………………7

2. Дидактические  взгляды Я.А.Коменского…………………………………….9

    2.1. Возрастная  периодизация и система школ………………..……………..9

    2.2. Дидактические принципы ………………………………….....................10

    2.3. Формы  и методы учебной работы ……………………………………...12

    2.4. Обоснование  классно-урочной системы ……………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

Введение

          Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.

Для того чтобы эффективнее преподавать  в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в  будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жизнь Я.А. Коменского. Его мировоззрение

    1. Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского

            Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.

           Ян Амос Коменский родился  28 марта 1592 г. в Южной Моравии.  Относительно места его рождения  нет единой точки зрения из- за отсутствия документальных  данных. Сам Коменский в разных  местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский ) Брод, невдалеке от тогдашней границы с Венгрией.

          Отец Коменского, Мартин Коменский,  был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл знатоком Библии. Можно предполагать, что Мартин Коменский прививал и своему сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как было принято в протестантских общинах.

          Считается, что Я. А. Коменский  первоначально учился в братской  школе в г. Угерский Брод. Однако  закончить эту школу ему не  удалось, так как в 1604 г. умерли  его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только 12- летний Ян Амос и старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

          В 1608 г., когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по- видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он называл свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его вскоре заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 г.

          В 1611 г. руководители общины  чешских братьев направили Коменского  для подготовки к проповеднической  деятельности в университет. Протестантских  священников для Чехии готовил  богословский факультет Карлова  университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран Гернборнский университет в Германии.

          В университете на Коменского  сильное влияние оказал молодой  (всего на 4 года старше Яна  Амоса) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда, Коменский познакомился с произведениями многих философов античности и эпохи Возрождения.

          Летом 1613 г. Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 г. больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.

          Коменский жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Он был современником Томмазо Кампанеллы и Рене Декарта, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Френсиса Бэкона и Бенедикта (Баруха) Спинозы.

          Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.

          Коменский жил в переходную эпоху от средневековья к новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще горели костры, на которых сжигали еретиков. Сам Коменский был глубоко религиозным человеком, он верил в существование загробной жизни, и вечное существование души. Хотя он уже сделал шаг вперед от традиционного религиозного мировоззрения и был убежден в том, что, живя в земном мире, люди должны стремится к его усовершенствованию, к устранению всех извращений в нем. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания.

          В 1618-1621 гг. Я.А. Коменский был  проповедником и одновременно  учителем в другом чешском  городе – Фульнеке. Здесь он  много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Л.Вивес. Большие изменения ввел Ян Амос Коменский в организацию школьной работы. Стремясь усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям, молодой учитель, нарушая все каноны тогдашней школьной жизни, широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

          Мирная жизнь чешского народа  была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность, а чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течении ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей. Именно в эти годы (1627) Я.А. Коменский начал создавать свой замечательный труд – «Дидактику», т.е. общую теорию обучения. 

          В 1628 г. по указу германского  императора все чехи-протестанты  были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский,  переселились в польский город Лешно. Здесь Коменский прожил с перерывами 28 лет, создав ряд самых замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру. В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая Дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей – «Материнская школа» о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников – «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

          В 1650 г. его пригласили для  усовершенствования школьного дела  в Венгрию, где он попытался  реализовать свою идею создания  школы нового типа: она должна  была иметь 7 последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время игры, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать 7-классную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель новой организации школы, которая в модифицированном виде сохранилась и до настоящего времени.

          Здесь же в Венгрии, Коменский  окончил свой замечательный труд «Мир чувсвенных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала.

          В 1654 г. Коменский являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшийся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 г., а в 1657 г. по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным в истории педагогики.

          В Амстердаме Коменский много  работал над завершением своего  капитального труда, начатого  еще в 1644 г. и названного  «Всеобщим советом исправления дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформы человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию.

          Последние годы своей жизни  Коменский посвятил борьбе за  мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

          15 ноября 1670 г. Коменский умер  в Амстердаме, вдали от родины.  

1.2. Философско-религиозные  и педагогические  взгляды Я.А.Коменского

    Даже самый общий обзор эпохи  Коменского, его жизни и деятельности  позволяет выделить ряд факторов, которые оказали весьма сильное  влияние на формирование философской  позиции Коменского, его социально-политических  убеждений, взглядов на науку и нравственность, т.е. в целом на его мировоззрение

          Ускоренное развитие капиталистических  общественных отношений в ХVI-XVII столетиях, связанное с возникновением машинного производства, повлекло за собой серьезные изменения в области технологии. Совершенствование же и разработка новых, более сложных технологических методов, стремление к более рациональному использованию оборудования повлекли за собой принципиальные изменения в отношениях к естественным наукам, которые раньше, в общем считались второстепенными.    

          Отказ от умозрительной философии  средневековья, признания важнейшим  источником знаний ощущений, получаемых  от внешнего мира с помощью  органов чувств, явились фундаментом  естественнонаучной концепции Коменского  и легли в основу его педагогической системы, которая с предельной точностью была изложена еще в «Великой дидактике». Здесь, несомненно, чувствуется материалистический элемент философских учений Ф.Бекона, Телезия, Кампанеллы и Декарта.        

          На мировоззрение Коменского в первую очередь повлияли идейные устремления многочисленных крестьянско-плебейских сектантских движений, направленных против католицизма и поддерживаемых им феодальных порядков. К числу таких движений в Чехии относилось движение гуситов и наиболее радикальных их последователей – таборитов. Ряд их идей был унаследован религиозной общиной чешских братьев, последним епископом которой был Коменский.

Информация о работе Педагогика как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной педагогики