Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа
Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.
Для того чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю. Надо понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.
Введение……………………………………………………………….... ………..3
1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение…………………………………4
Жизненный путь и творчество Я.А.Коменского…………....................4
Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского …………………………………………………………7
2. Дидактические взгляды Я.А.Коменского…………………………………….9
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..……………..9
2.2. Дидактические принципы ………………………………….....................10
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………………...12
2.4. Обоснование классно-урочной системы ……………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………
Педагогика
как наука. Я.А. Коменский -
основоположник научной
педагогики.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Жизнь Я.А.Коменского. Его мировоззрение…………………………………4
2. Дидактические
взгляды Я.А.Коменского……………………
2.1. Возрастная периодизация и система школ………………..……………..9
2.2. Дидактические
принципы ………………………………….................
2.3. Формы и методы учебной работы ……………………………………...12
2.4. Обоснование классно-урочной системы ……………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.
Для того
чтобы эффективнее преподавать
в наше время, необходимо знать истоки
созданной системы, ее историю. Надо
понять ее содержание, сущность и первоначальные
цели. Чтобы не сделать ошибок в
будущем, важно знать опыт прошлых поколений
и применять этот опыт на практике.
1. Жизнь Я.А. Коменского. Его мировоззрение
Великий сын чешского народа, мыслитель- гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592- 1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.
Ян Амос Коменский родился
28 марта 1592 г. в Южной Моравии.
Относительно места его
Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл знатоком Библии. Можно предполагать, что Мартин Коменский прививал и своему сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как было принято в протестантских общинах.
Считается, что Я. А.
В 1608 г., когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по- видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он называл свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его вскоре заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 г.
В 1611 г. руководители общины
чешских братьев направили
В университете на Коменского
сильное влияние оказал
Летом 1613 г. Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 г. больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.
Коменский жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Он был современником Томмазо Кампанеллы и Рене Декарта, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Френсиса Бэкона и Бенедикта (Баруха) Спинозы.
Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.
Коменский жил в переходную эпоху от средневековья к новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще горели костры, на которых сжигали еретиков. Сам Коменский был глубоко религиозным человеком, он верил в существование загробной жизни, и вечное существование души. Хотя он уже сделал шаг вперед от традиционного религиозного мировоззрения и был убежден в том, что, живя в земном мире, люди должны стремится к его усовершенствованию, к устранению всех извращений в нем. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания.
В 1618-1621 гг. Я.А. Коменский был
проповедником и одновременно
учителем в другом чешском
городе – Фульнеке. Здесь он
много занимался
Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность, а чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течении ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей. Именно в эти годы (1627) Я.А. Коменский начал создавать свой замечательный труд – «Дидактику», т.е. общую теорию обучения.
В 1628 г. по указу германского
императора все чехи-
В 1650 г. его пригласили для
усовершенствования школьного
Здесь же в Венгрии, Коменский
окончил свой замечательный
В 1654 г. Коменский являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшийся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 г., а в 1657 г. по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным в истории педагогики.
В Амстердаме Коменский много
работал над завершением
Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.
15 ноября 1670 г. Коменский умер
в Амстердаме, вдали от родины.
1.2. Философско-религиозные и педагогические взгляды Я.А.Коменского
Даже самый общий обзор эпохи
Коменского, его жизни и деятельности
позволяет выделить ряд
Ускоренное развитие
Отказ от умозрительной
На мировоззрение Коменского в первую очередь повлияли идейные устремления многочисленных крестьянско-плебейских сектантских движений, направленных против католицизма и поддерживаемых им феодальных порядков. К числу таких движений в Чехии относилось движение гуситов и наиболее радикальных их последователей – таборитов. Ряд их идей был унаследован религиозной общиной чешских братьев, последним епископом которой был Коменский.
Информация о работе Педагогика как наука. Я.А. Коменский - основоположник научной педагогики