Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа
Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном вопросе мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
1. Педагогика как наука ___ 3 стр.
2. Возникновение и развитие педагогики ___ 3 стр.
3. Объект, предмет и задачи педагогики ___ 5 стр.
4. Основные категории педагогики ___ 7 стр.
5. Связь педагогики с другими науками ___ 10 стр.
6. Как улучшить взаимоотношения детей и родителей ___ 14 стр.
Список использованной литературы ___ 25 стр.
можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться
кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы
интерпретируем
сообщения с большей или
чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из
необходимых для общения навыков – обратную связь. Обратная связь есть не что
иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник
может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в
виду. Я попробую объяснить снова». Эти компоненты – сообщения, обратная связь
и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.
«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ –
«ПОЛУЧАТЕЛЬ»
– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной
связи можно убедиться на следующем примере.
Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день!
Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести
домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».
Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того,
чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием,
мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это
послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае
мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз».
На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя
кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно
стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:
МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.
СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-
нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.
МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.
СЫН. Ну, это несколько успокаивает.
На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью
способствует
выяснению и пониманию
обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и
фрустрация.
Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание
разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает,
что взрослый либо не слышит и не понимает ребенка, либо предпочитает
игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.
Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и
интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка
продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка,
стоящие за его рассказом.
Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:
«Стартеры»: «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об
этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».
Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте
заинтересованность в разговоре.
Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.
Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем-либо, а
помочь
ребенку прояснить его
сути приближаются к утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет».
Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном
примере.
ОТКРЫТЫЙ
ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать,
что произошло сегодня в школе?
или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»
ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою
подругу за то, что она тебя не замечает?»
Рефлексивное
слушание требует от родителей и
педагогов понимания
чувств
ребенка и способности
результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить
разговор.
Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения.
Прежде всего, это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я
беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты
делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие
ребенку: «Я слушаю тебя».
Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного
слушания, включают:
– желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое
время;
– желание помочь данному конкретному ребенку;
– принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;
– признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;
– отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его
индивидуальной идентичностью и чувствами;
– глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими
чувствами, преодолевать их и находить решение;
– понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение
негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ:
– зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не
сверлите его взглядом;
– язык жестов, естественные и свободные позы.
ВЕРБАЛЬНЫЕ, стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить
сказанное:
– обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того,
что он сказал;
– рефлексия чувств.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1.
Знайте, когда использовать
Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у
вас достаточно времени на её решение.
2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.
Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или
отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не
принесет успеха.
3.
Развивайте свое умение
слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований,
пробуйте снова.
4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться
«рефлексивным слушанием».
Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством
неуверенности.
Это справедливо и для
5.
Пытайтесь комбинировать
рефлексивным слушанием.
Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив,
определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.
6.
Учитесь видеть границу между
потребностью ребенка в
рефлексивным слушанием.
Убедитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и, если это
действительно так, дайте ему ее.
7.
Сохраняйте спокойствие,
Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы
с ребенком. Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем
самым демонстрируют принятие, что повышает шансы успешного общения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если вы просто произносите слова, но не даете ребенку
ощущения, что понимаете его чувства, он решит, что вы его не понимаете, и
начнет перепроверять ваши замечания. При этом необходимо помнить о взаимном
уважении и ненавязчивости.
Список использованной литературы:
1. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учебник для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. - М.: Просвещение, 2006.-574 с.
2.Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.
3.Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 320 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт - Издат, 2009.- 540 с.
5. Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009.-430 с.
6. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/ Т.В. Шевченко. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 286 с.
7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003. - 324с.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.
9. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.
10. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.
12. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342с.
Информация о работе Педагогика как наука и как улучшить взаимоотношения детей и родителей