Педагогика как наука и как улучшить взаимоотношения детей и родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном вопросе мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Содержание

1. Педагогика как наука ___ 3 стр.
2. Возникновение и развитие педагогики ___ 3 стр.
3. Объект, предмет и задачи педагогики ___ 5 стр.
4. Основные категории педагогики ___ 7 стр.
5. Связь педагогики с другими науками ___ 10 стр.
6. Как улучшить взаимоотношения детей и родителей ___ 14 стр.
Список использованной литературы ___ 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 85.05 Кб (Скачать)

Воспитание  в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание  в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и  отношений человека.

Образование.

Образование как процесс - освоение в учреждениях  дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень  в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов, сеть реализующих  их образовательных учреждений, органов  управления образованием.

По  объему знаний образование может  быть начальное, среднее, высшее.

По  характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.

Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая  терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)

 

  1. Связь педагогики с другими науками.

 

В процессе развития педагогики в ней стали  формироваться и выделяться отдельные  научные дисциплины, сложилась целая  система педагогических наук.

Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных  дисциплин и отраслей, находящихся  на разных стадиях своего развития и определенным образом между  собой связанных. Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой  оформились два раздела педагогики - «Дидактика» и «Теория воспитания». В ХХ веке сложились еще 2 раздела - «Общие основы педагогики» и «Школоведение». В отдельную группу выделяются частные  методики - предметные дидактики, исследующие  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию отдельных  учебных предметов.

В педагогической литературе выделяется следующая классификация  педагогических наук.

 

Возрастная классификация

Профессиональная отраслевая классификация

Вспомогательные педагогические дисциплины

Специальная педагогика

 

1

2

3

4

 

Преддошкольная и дошкольная

Педагогика начальной школы 

Педагогика школы 

Педагогика среднего специального образования

Педагогика высшей школы

Педагогика третьего возраста

Производственная

Военная

Инженерная

Спортивная

Музейная

Театральная

Музыкальная

Педагогика исправительно-трудовых учреждений

История педагогики

Этнопедагогика

Сравнительная педагогика

Философия воспитания

Социология образования

Педагогическая психология

Социальная педагогика

Олигофренопедагогика

Сурдопедагогика

Тифлопедагогика

Логопедия

 
         

Все разновидности педагогики имеют  свой предмет исследования и в  то же время составляют взаимосвязанную  систему, дополняют друг друга и  постоянно развиваются.

К настоящему времени педагогика оформилась как  многоотраслевая наука, функционирующая  в тесной взаимосвязи с другими  научными дисциплинами.

Связь педагогики с другими науками  имеет два аспекта: первый - использование  педагогикой идей других наук для  разработки воспитательных теорий, второй - заимствование другими науками  ее отдельных методов и методик  исследования.

Педагогика  находится в тесной взаимосвязи  с эстетикой, этикой, философской  антропологией, социологией, медициной, психологией, анатомией, физиологией.

Методологической  основой педагогики является философия, так как она изучает общие  законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания.

В первую очередь, педагогика тесным образом  взаимосвязана с науками, которые  имеют общий с педагогикой  объект исследования - воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К.Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история.

Смежные с педагогикой науки условно  можно подразделить на 5 больших  групп.

1. Базовые  - такими для педагогики являются  науки: анатомия, физиология, гигиена,  психология человека и социология. Без данных, полученных указанными  науками, невозможно изучать явления  физического существования и  развития человека, становление  его духовного облика, формирование  его как личности и как члена  общества, в котором он живет.  Законы и закономерности, исследуемые  этими науками, служат первоначальной  опорой, базой и отправными источниковыми знаниями для исследования проблем собственно человека и его воспитания.

К числу  базовых, несомненно, относится и уже названная педагогическая антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, служащее воспитанию и обучению людей».

2. Естественные  науки, изучающие мир неживой  и живой природы, их взаимосвязь  и взаимодействие человека с  этим миром, дают педагогике  необходимый материал для исследования  явлений воспитания. Сюда можно  отнести космологию и астрономию, физику и химию, биологию, экологию  и географию.

3. Математические  и технические науки (математическая  статистика, информатика, кибернетика,  эргономика и др.) обеспечивают  педагогику необходимыми средствами  для диагностической и исследовательской работы и организации собственно воспитательной работы.

4. Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология, логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, правоведение, религиоведение и др. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.

5. Науки  об искусстве - искусствознание  (искусствоведение) со всеми его  разделами: литературоведение, музыковедение,  киноведение, театроведение и  др. - дают богатый материал для  педагогических исследований прежде всего по эстетическому воспитанию, формированию у людей эстетических и нравственных ценностей.

Таким образом, педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи, теоретические положения, выводы, методы исследования, понятийный аппарат ряда других наук, но при  этом остается и развивается как  самостоятельная наука со своим  предметом, собственными методами и  средствами достижения цели.

Известно, что даже экономические  отношения в обществе строятся на нравственной основе и, значит, зависят  и от воспитания людей, т. е. педагогики. Педагогика как наука и практическая дисциплина служит основой профессионального образования для воспитателей разных направлений. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии и этики, социологии и психологии, лингвистики и этнографии, истории и литературоведения. Знание педагогики помогает любому культурному человеку грамотно организовать самовоспитание и непрерывное самообразование.

Как видим, педагогика как наука и  практика проникает в разные сферы  жизни и деятельности человека и  общества. Идеи различных наук о  человеке помогают глубже и всесторонне  исследовать сущность и закономерности его личностного развития, а педагогика, в свою очередь, обогащает другие науки. Знание педагогической науки  помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

 

 

Педагогика как наука выполняет  самые различные задачи и функции. Но объединяет их то, что они направлены в первую очередь на воспитание и образование человека, играя важную роль в развитии современного общества, а также будущих поколений.

Каждый человек обязан владеть  основами педагогической культуры, как  составляющей общей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Как улучшить взаимоотношения детей и родителей.

 

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных  улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.

При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это  процесс:

–      в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и

преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

–      который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

–      который помогает ребенку избежать ошибок;

–      который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям,

возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

Вместо  того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение

ребенка, взрослому придется сосредоточиться  на позитивной стороне его

поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель

сообщает  ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается  в

поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем  еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает

не  только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные,

позитивные  для ребенка стороны. Поддержка  основана на вере в прирожденную

способность личности преодолевать жизненные трудности  при поддержке тех, кого

она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны

испытывать  уверенность, они не смогут оказывать  поддержку ребенку до тех пор,

пока  не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической  поддержки в процессе

воспитания  и знать, что, оказывая её, он, сам  того не ведая, может

разочаровать  ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не

пачкаться!», «Ты мог бы быть и  поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат

хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал  я!» Как

правило, негативные замечания родителей  не имеют действия. Постоянные упреки

Информация о работе Педагогика как наука и как улучшить взаимоотношения детей и родителей