Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа
Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном вопросе мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
1. Педагогика как наука ___ 3 стр.
2. Возникновение и развитие педагогики ___ 3 стр.
3. Объект, предмет и задачи педагогики ___ 5 стр.
4. Основные категории педагогики ___ 7 стр.
5. Связь педагогики с другими науками ___ 10 стр.
6. Как улучшить взаимоотношения детей и родителей ___ 14 стр.
Список использованной литературы ___ 25 стр.
Воспитание
в широком педагогическом смысле
- процесс целенаправленного
Воспитание
в узком педагогическом смысле -
это процесс и результат
Образование.
Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее.
По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.
Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).
Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
Педагогическая
терминология постоянно пополняется,
обновляется и
Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)
В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук.
Современная
педагогика представляет собой весьма
разветвленную систему научных
дисциплин и отраслей, находящихся
на разных стадиях своего развития
и определенным образом между
собой связанных. Исторически первой
появившейся педагогической наукой
была общая педагогика, в которой
оформились два раздела педагогики
- «Дидактика» и «Теория
В педагогической литературе выделяется следующая классификация педагогических наук.
Возрастная классификация |
Профессиональная отраслевая классификация |
Вспомогательные педагогические дисциплины |
Специальная педагогика |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Преддошкольная и дошкольная Педагогика начальной школы Педагогика школы Педагогика среднего специального образования Педагогика высшей школы Педагогика третьего возраста |
Производственная Военная Инженерная Спортивная Музейная Театральная Музыкальная Педагогика исправительно- |
История педагогики Этнопедагогика Сравнительная педагогика Философия воспитания Социология образования Педагогическая психология Социальная педагогика |
Олигофренопедагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Логопедия |
|
Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.
К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый - использование педагогикой идей других наук для разработки воспитательных теорий, второй - заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования.
Педагогика находится в тесной взаимосвязи с эстетикой, этикой, философской антропологией, социологией, медициной, психологией, анатомией, физиологией.
Методологической основой педагогики является философия, так как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания.
В первую очередь, педагогика тесным образом взаимосвязана с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования - воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К.Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история.
Смежные с педагогикой науки условно можно подразделить на 5 больших групп.
1. Базовые
- такими для педагогики
К числу базовых, несомненно, относится и уже названная педагогическая антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, служащее воспитанию и обучению людей».
2. Естественные
науки, изучающие мир неживой
и живой природы, их
3. Математические
и технические науки (
4. Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология, логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, правоведение, религиоведение и др. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.
5. Науки
об искусстве - искусствознание
(искусствоведение) со всеми его
разделами: литературоведение,
Таким образом, педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи, теоретические положения, выводы, методы исследования, понятийный аппарат ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука со своим предметом, собственными методами и средствами достижения цели.
Известно, что даже экономические отношения в обществе строятся на нравственной основе и, значит, зависят и от воспитания людей, т. е. педагогики. Педагогика как наука и практическая дисциплина служит основой профессионального образования для воспитателей разных направлений. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии и этики, социологии и психологии, лингвистики и этнографии, истории и литературоведения. Знание педагогики помогает любому культурному человеку грамотно организовать самовоспитание и непрерывное самообразование.
Как видим, педагогика как наука и практика проникает в разные сферы жизни и деятельности человека и общества. Идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и закономерности его личностного развития, а педагогика, в свою очередь, обогащает другие науки. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Педагогика как наука
Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры, как составляющей общей культуры.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.
При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологическая поддержка – это процесс:
– в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и
преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
– который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
– который помогает ребенку избежать ошибок;
– который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям,
возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение
ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его
поступков и поощрения того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель
сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в
поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает
не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные,
позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную
способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого
она читает значимыми для себя.
Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны
испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор,
пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.
Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе
воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может
разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не
пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат
хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как
правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки
Информация о работе Педагогика как наука и как улучшить взаимоотношения детей и родителей