Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа
Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном вопросе мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
1. Педагогика как наука ___ 3 стр.
2. Возникновение и развитие педагогики ___ 3 стр.
3. Объект, предмет и задачи педагогики ___ 5 стр.
4. Основные категории педагогики ___ 7 стр.
5. Связь педагогики с другими науками ___ 10 стр.
6. Как улучшить взаимоотношения детей и родителей ___ 14 стр.
Список использованной литературы ___ 25 стр.
Минский филиал государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Московский |
Минский филиал МЭСИ | ||||||
Контрольная работа по дисциплине: «Педагогика»
Вариант 9 | |||||||
Тема: «Педагогика как наука» «Как улучшить взаимоотношения детей и родителей?»
| |||||||
Студент |
Галушко Н.Н., № 2029МО10, 2 курс, группа ЗМО-10/22 |
||||||
Ф.И.О., № зачетки, группа |
Подпись |
Дата | |||||
Руководитель |
Чекан В.В. |
||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата | |||||
Зарегистрировано на кафедре гуманитарных наук |
|||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата | |||||
Минск 2012г. |
Оглавление:
Список использованной литературы ___ 25 стр.
Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном вопросе мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспитании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.
Поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.
Однако
в дородовом и родовом
Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. в различных странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей.
В дальнейшем
довольно широкое развитие воспитательные
учреждения получили в Древней Греции.
Там же в недрах философии стали
разрабатываться и
Уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Х. Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Э. Роттердамский (1469-1536), французский писатель Ф. Рабле (1494-1553), французский философ М. Монтень (1533-1592) и др.
Подъем
в развитии педагогической теории,
начавшийся в эпоху Возрождения,
продолжался и в последующее
время и ознаменовался
Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 - 1626). Я.А. Коменский (1592 - 1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632-1638) Я.А. Коменский разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшими классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др.
Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д. Ушинский (1824-1870). Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы «Азбука».
В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф. Скорина (ок. 1490-ок. 1541), Л. Зизаний (Тустановский) (?-после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М. Богдановича А.Е. Богданович (1862 - 1940), писательница Тетка (А. Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я. Колас (1882-1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка».
К настоящему
времени педагогика сложилась как
фундаментальная наука по вопросам
обучения и воспитания, без знания
и умелого использования
Таким образом, педагогика - наука о воспитании человека. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый.
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. (Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах – с. 4)
Педагогика - это наука изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых - цель и результат исследования ее объекта и предмета. (Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого – с. 26)
Педагогика - это наука о воспитании человека.
Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом Педагогическом лексиконе всё чаще употребляются новые термины - «андрогогика» ( от греч. «андрос» - мужчина и «аго» вести) и «антрополомгия» ( от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести). (Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах – с.4)
Область внимания и влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов.
Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование - сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Иначе существует педагогическая практика - сознательная или стихийная. Её объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом - способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.
Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые - на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и её осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки чем хороший опыт. (Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого – с.28)
Так же в предмет педагогики входит такое понятие как Дидактика (др.- греч. «поучающий») - теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:
· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;
· обеспечение эффективного управления образовательной политикой;
· разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
· внедрение результатов педагогических исследований в практику;
· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.
Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.
Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык.
К основным категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.
Воспитание как категория
Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.
Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.
Информация о работе Педагогика как наука и как улучшить взаимоотношения детей и родителей