Педагогика как наука, её функции и задачи, объект, субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

Содержание

1. Введение
2. Общее понятие о педагогике как науке
3. Объект, предмет и функции педагогики
4. Категориальный аппарат педагогики
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная ПЕД!.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

     Категориальный  аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории  в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:

философские категории. В педагогике они отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает.

     Педагогические  закономерности нельзя раскрыть, не пользуясь  понятиями "сущность" и "явление", "общее" и "единичное", "причина  и следствие", "возможность  и действительность", "качество и количество", "пространство и  время", "бытие и сознание", "противоречие", "практика", а также другими философскими категориями. Основная философская  категория в педагогике — это "человек";

общенаучные понятия: "система", "структура", "функция", "элемент", "оптимальность", "состояние", "организация", "модель", "гипотеза", "уровень" и др.;

собственные категории педагогики: "педагогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность", "педагогическое взаимодействие", "педагогическая система", "образовательный  процесс", "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный  материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "прием  обучения", "учитель", "ученик", "урок" и т.п. Все они находятся  во взаимосвязи, как и те явления  действительности, которые в них  отражаются.

     В связи с многоаспектностью содержания педагогических категорий существуют и другие их классификации, базирующиеся на иных основаниях. Часто в такой  классификации отражается научно-педагогическая позиция ее автора. Любая педагогическая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и та же категория может пониматься по-разному. Множественность смыслов, заключенных в одном термине, проследим на примере категории "воспитание".

     Как явление воспитание понимают: (1) в  широком социальном смысле, когда  речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; (2) как форму (или способ) человеческих отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение), когда один человек по отношению к другому  выполняет воспитательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника. В качестве процесса воспитание может пониматься: (1) как изменение состояния культурного развития, становление растущего человека; (2) как творческое саморазвитие человека; (3) как процесс присвоения ценностей; (4) как развитие физических, умственных и нравственных качеств человека в соответствии с требованиями жизни; (5) как относительно социально контролируемый процесс развития человека и пр.

     Как педагогическая деятельность воспитание также воспринимается неоднозначно. Чаще всего под воспитательной деятельностью  подразумевают:

-   целенаправленное формирование  определенных качеств;

-   сотрудничество, взаимодействие педагогов  и воспитанников;

-   создание специальной воспитывающей  среды;

-   организация диалогического взаимодействия, совместного бытия (события) педагога  и воспитанника;

-   свободное развитие природных  задатков ребенка.

     Наиболее  распространенные трактовки воспитательной деятельности помогают педагогу определить собственную профессиональную позицию. В любом случае воспитание определяется через отношение человека к миру, окружающим людям, самому себе.

     "Обучение" в системе педагогических категорий  также определяется неоднозначно. Его можно рассматривать как  процесс передачи и усвоения  знаний, умений и навыков, способов  познавательной деятельности; как  деятельность по подготовке школьников (или любых обучаемых) к жизни  путем передачи им социального  опыта; как специфический способ  образования, направленный на  развитие личности посредством  усвоения обучаемыми научных  знаний и организации способов  деятельности. В отличие от воспитания обучение связано главным способом с передачей и усвоением знания (или информации) и освоением способов его получения и использования (умения, навыки), т.е. с функциональной подготовкой человека. Однако разделение обучения и воспитания в педагогической практике весьма условно: воспитание невозможно без знания о ценностях, нормах поведения, явлениях культуры; обучение становится эффективным, если носит воспитывающий характер, т.е. обращено к человеческому качеству обучаемого. Единство обучения и воспитания в настоящее время чаще всего выражается в понятии "образование".

     В буквальном смысле это "становление  образа". Однако в педагогике он может  пониматься по-разному. В одних случаях  это идеальный образ, исторически  обусловленный, более или менее  четко зафиксированный в общественном сознании социальный эталон; в других — образ мыслей, действий человека в обществе; в третьих — образ  мира; в четвертых — "образ  человеческий", "собственно человеческое качество". Под образованием понимается становление у человека образа мира и собственного Я, формирование его человеческой сущности. Образование объединяет в себе два феномена — обучение и воспитание. Часто понятие образования соотносят с понятием социализации. В общем виде социализация — это процесс включения человека в общество благодаря присвоению, воспроизводству и творческому преобразованию социального опыта и культуры. 

     Каждая  категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности  и соподчиненности. Любое понятие  всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений. Понятие можно определить лишь соотнеся его с другими, более  широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных  наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим  содержанием.

В настоящее  время в развитии категориального  аппарата педагогики прослеживаются следующие  тенденции:

1)  активное  заимствование понятий из философии  ("бытие", "пространство", "смысл", "выбор" и др.) и других  отраслей научного знания ("управление", "неравновесная система", "концепт"  и др.);

2)  включение  в категориальный аппарат педагогики  слов, не являющихся в строгом  смысле научными терминами ("встреча", "восхождение" и др.).

     В этих случаях необходимо перевести  слова обыденного языка в разряд научно-педагогических понятий, т.е. дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки и конкретного научно-педагогического  исследования. Так, Н. Е. Щуркова, выявляя  педагогический смысл слова "нежность", соотносит его с системой ценностных отношений к жизни и человеку, что дает ей основание утверждать; "Помня о жизни, бережно относясь ко всяческим проявлениям жизни  во всех ее формах и уважительно  относясь к человеку как носителю и творцу жизни, принимаем безусловно категорию "нежность" как одну из ценнейших педагогический категорий, размещаем эту ценность в методологической структуре как условие гуманистического воспитания, а в реальной совместной деятельности с детьми — как общее  условие взаимодействия с другими  людьми"1;

3) новое  осмысление традиционных педагогических  понятий, прежде всего фундаментальных  категорий ("воспитание", "обучение", "образовательный процесс", "педагогическое  взаимодействие" и др.).

     В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов  и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (событие), совместный поиск ими смыслов  явлений внешнего и внутреннего  мира и — шире — смысла жизни;

4) множественность  смыслов, которыми наделяется  каждое педагогическое понятие.

     Последняя тенденция требует не только хорошей  ориентации в современных научно-педагогических концепциях, но и становления у  педагога толерантного отношения к  иной научной точке зрения, иному  типу педагогической деятельности, обусловленному тем или иным пониманием педагогических категорий. Для педагога очень важно  признать существование и принять  правомерность различной смысловой  интерпретации знания, множественности  концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической категории. Н.Л. Коршунова рекомендует соблюдать правила использования научно-педагогических терминов. Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, т.е. оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться. Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении по какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля. В рамках одной научной работы (выступления) недопустимы редукция (сужение, сведение к более простому понятию) и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о феномене социокультурной реальности, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, понимая под ним формирование определенного качества, — такие случаи должны оговариваться особо.

     По  характеру используемых терминов и  их содержательной трактовке (определениям) можно выявить характер той педагогической парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также  увидеть научную позицию того или иного исследователя. Однако для однозначного определения характера  той или иной научной позиции  простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какое  содержание вкладывает исследователь  в тот или иной термин, поскольку  в педагогике в рамках различных  концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления  и, наоборот, разные термины могут  использоваться для обозначения  одного и того же явления. Тем не менее в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.

     Терминологическая однозначность требует различать  понятия, которые в обыденной  речи считаются синонимами. В данном учебнике примером такого различения могут служить следующие понятия: 

ученик  — ребенок как участник образовательного процесса (наряду с учителями, родителями); 

обучающийся — правовой статус ребенка (термин, принятый в законодательстве об образовании); 

учащийся  — ребенок как субъект учения (или учебной деятельности); 

обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской  деятельности).

     Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе. Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.

     Категориальный  аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и  однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, отдельного научно-педагогического  исследования.

     Свободное самоопределение педагога в понимании  педагогических категорий при условии  соблюдения правил их использования  предполагает его гуманитарные установки  в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания. 
 
 
 
 

Заключение

     Педагогика  — одна из социальных наук, которая  исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему  миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются  устойчивые, неизбежные связи между  отдельными частями, определенные изменения  влекут за собой соответствующие  результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

     Итак, педагогическая наука – это сгусток  многовекового опыта обучения и  воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних  исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки  помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

Информация о работе Педагогика как наука, её функции и задачи, объект, субъект