Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат
Педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.
1. Введение
2. Общее понятие о педагогике как науке
3. Объект, предмет и функции педагогики
4. Категориальный аппарат педагогики
5. Список использованной литературы
Категориальный аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:
философские категории. В педагогике они отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает.
Педагогические закономерности нельзя раскрыть, не пользуясь понятиями "сущность" и "явление", "общее" и "единичное", "причина и следствие", "возможность и действительность", "качество и количество", "пространство и время", "бытие и сознание", "противоречие", "практика", а также другими философскими категориями. Основная философская категория в педагогике — это "человек";
общенаучные понятия: "система", "структура", "функция", "элемент", "оптимальность", "состояние", "организация", "модель", "гипотеза", "уровень" и др.;
собственные категории педагогики: "педагогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность", "педагогическое взаимодействие", "педагогическая система", "образовательный процесс", "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "прием обучения", "учитель", "ученик", "урок" и т.п. Все они находятся во взаимосвязи, как и те явления действительности, которые в них отражаются.
В
связи с многоаспектностью
Как явление воспитание понимают: (1) в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; (2) как форму (или способ) человеческих отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение), когда один человек по отношению к другому выполняет воспитательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника. В качестве процесса воспитание может пониматься: (1) как изменение состояния культурного развития, становление растущего человека; (2) как творческое саморазвитие человека; (3) как процесс присвоения ценностей; (4) как развитие физических, умственных и нравственных качеств человека в соответствии с требованиями жизни; (5) как относительно социально контролируемый процесс развития человека и пр.
Как педагогическая деятельность воспитание также воспринимается неоднозначно. Чаще всего под воспитательной деятельностью подразумевают:
- целенаправленное формирование определенных качеств;
- сотрудничество, взаимодействие педагогов и воспитанников;
-
создание специальной
-
организация диалогического
- свободное развитие природных задатков ребенка.
Наиболее распространенные трактовки воспитательной деятельности помогают педагогу определить собственную профессиональную позицию. В любом случае воспитание определяется через отношение человека к миру, окружающим людям, самому себе.
"Обучение"
в системе педагогических
В
буквальном смысле это "становление
образа". Однако в педагогике он может
пониматься по-разному. В одних случаях
это идеальный образ, исторически
обусловленный, более или менее
четко зафиксированный в
Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие можно определить лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим содержанием.
В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:
1) активное
заимствование понятий из
2) включение
в категориальный аппарат
В
этих случаях необходимо перевести
слова обыденного языка в разряд
научно-педагогических понятий, т.е. дать
им определения с учетом объекта,
предмета и задач педагогической
науки и конкретного научно-
3) новое
осмысление традиционных
В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (событие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни;
4) множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.
Последняя
тенденция требует не только хорошей
ориентации в современных научно-
По характеру используемых терминов и их содержательной трактовке (определениям) можно выявить характер той педагогической парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также увидеть научную позицию того или иного исследователя. Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какое содержание вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в педагогике в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления и, наоборот, разные термины могут использоваться для обозначения одного и того же явления. Тем не менее в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.
Терминологическая
однозначность требует
ученик
— ребенок как участник образовательного
процесса (наряду с учителями, родителями);
обучающийся
— правовой статус ребенка (термин,
принятый в законодательстве об образовании);
учащийся
— ребенок как субъект учения
(или учебной деятельности);
обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской деятельности).
Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе. Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.
Категориальный
аппарат современной педагогики
предполагает множественность смыслов,
заключенных в каждом педагогическом
термине, и одновременно четкость и
однозначность в понимании
Свободное
самоопределение педагога в понимании
педагогических категорий при условии
соблюдения правил их использования
предполагает его гуманитарные установки
в отношении иных педагогических
позиций и является одним из проявлений
гуманитарности педагогического знания.
Заключение
Педагогика
— одна из социальных наук, которая
исследует процесс воспитания человека,
то есть ее предметом является воспитание,
процесс целенаправленного
Итак,
педагогическая наука – это сгусток
многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая
наука – это результат
Информация о работе Педагогика как наука, её функции и задачи, объект, субъект